Цель конкурса - поддержать проектные команды и студенческие инициативы для формирования в России экосистемы технологического предпринимательства.
На этапе подачи заявки вузы должны подтвердить опыт реализации акселерационных программ, а также сформировать предложения постакселерационной поддержки стартап-проектов со стороны университета и индустриальных партнеров.
В прошлому году на базе 122 вузов было запущено более 150 акселерационных программ. В Минобрнауки уверены, что теперь еще больше студентов и преподавателей смогут овладеть востребованными в бизнес-среде навыками и компетенциями.
Программы акселераторов будут включать лекции, воркшопы, нетворкинг, встречи с профессионалами-практиками, имеющими значимый опыт в сфере технологического предпринимательства.
Для участия в отборе необходимо заполнить форму, загрузив все необходимые документы, указанные в конкурсной документации 2023 года. Университеты могут подать несколько заявок, но не более трех. Акселерационные программы начнут работу уже в апреле.
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков принял участие в совещании, на котором обсудили меры по обеспечению кадрами авиационной промышленности. Оно прошло в Рыбинском государственном авиационном техническом университете под председательством секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева.
Патрушев отметил, что дефицит квалифицированных специалистов ставит под угрозу реализацию задачи по наращиванию производства современных отечественных авиадвигателей.
Мысль продолжил Валерий Фальков: "Главное, чтобы нашлось необходимое число школьников с достаточным количеством баллов ЕГЭ. Это сейчас основная проблема. Безотносительно к ведомственной принадлежности мы считаем ее и своей. Университеты включатся в ее решение".
Валерий Фальков обратил внимание, что целенаправленная работа по повышению престижа профессии инженера ведется с 2020 года. В качестве одной из таких мер министр назвал создание в вузах передовых инженерных школ. В них студенты решают задачи для реального сектора экономики.
В России создано 30 таких школ, часть из них занимается подготовкой кадров для авиационной промышленности.
Еще одна важная программа, направленная в том числе на развитие инженерного образования, - "Приоритет 2030". Ее участники, прошедшие конкурсный отбор, получают финансирование на создание новых кафедр, лабораторий, закупку оборудования, поддержку преподавателей и студентов, развитие академической мобильности. В рамках программы реализуется 37 проектов, направленных на подготовку кадров для авиастроения.
Минобрнауки России совместно с Минпросвещения России создает инженерные классы. В минувшем году в 23 субъектах открылись 126 специализированных инженерных классов по профилю судо- и авиастроения. Дополнительные занятия проходят после уроков, к процессу обучения подключаются университеты и профильные предприятия. Для учащихся проходят экскурсии в лаборатории и на производство, инженерные соревнования и научные конференции, практические занятия и эксперименты.
Валерий Фальков рассказал о создании рабочей группы по преподаванию физики в школе. Ректоры вузов вместе с специалистами Минобрнауки разработали соответствующую концепцию, поскольку в настоящее время количество выпускников, выбирающих предмет для сдачи на едином госэкзамене, уменьшается, снижается средний балл ЕГЭ по физике.
Министерство науки и высшего образования РФ и Рособрнадзор провели совещание по аккредитационным показателям для вузов. С 1 марта прошлого года государственная аккредитация в отношении образовательных организаций высшего образования проводится на соответствие аккредитационным показателям, утвержденным приказом Минобрнауки России.
"Новые показатели существенно облегчили процедуру, сократив количество анализируемых документов до минимума и существенно снизив нагрузку на вузы", - отметила заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова.
Участники совещания пришли к единому мнению, что действующие аккредитационные показатели изменению не подлежат, а будут дополнены разработанной совместно Минобрнауки России и Рособрнадзором методикой расчета и применения показателей, используемых при государственной аккредитации образовательной деятельности.
"Оценка образовательной деятельности на соответствие аккредитационным показателям позволяет анализировать качество реализации образовательных программ по всем необходимым критериям. При этом мониторинг осуществляется в режиме реального времени, так как используются данные из информационных систем статистической отчетности, куда вузы регулярно вносят информацию. Важно также, что теперь аккредитация становится бессрочной. Вузы смогут направить больше усилий на то, чтобы улучшать свои показатели, среди которых можно отметить такие, как доля трудоустроившихся за год выпускников, доля успешно выполнивших диагностические работы студентов, наличие внутренней системы оценки качества образования и другие", - отметил заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев.
С 1 сентября вступят в силу изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которыми предоставление услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности будет осуществляться по принципу реестровой модели без выдачи свидетельств о государственной аккредитации.