старинных предметов в "Выставочном зале на Покровской".
Посетителям представлены православные реликвии: русские иконы XVII-XIX веков, старопечатные и рукописные книги, например "Апостол" 1574 года и Евангелие 1606 года. В витринах – старообрядческие медные иконы и кресты, изготовленные двести и более лет назад. Большой раздел выставки составляют произведения прикладного искусства: вышивки, выполненные монахинями Московского Преображенского монастыря, лестовки (разновидность четок с особым устройством для пересчета молитв, внешне напоминающее лестницу), мужские и женские костюмы. Обустроен уголок, отражающий старообрядческий быт.
- Эти уникальные вещи предоставлены местными коллекционерами и Ульяновской старообрядческой поморской общиной Древлеправославной Поморской церкви, - говорит заведующая музеем Ольга Тюрина. – Для нас радостно и почетно принять ценные предметы, знакомясь с которыми посетитель открывает одну из малоисследованных страниц русской истории и культуры. В "Выставочном зале" гостям обязательно расскажут об истории возникновения старообрядческой ве- ры, быте и традициях, современных поселениях старообрядцев в России и за рубежом.
Как известно, церковный раскол XVII века разделил верующих на две ветви: старообрядческую и официальную церковную (никонианскую). Отказавшись от реформы, старообрядцы сохраняли правила и обряды доапостольских времен и объединились в обособленную Древлеправославную церковь. Две трети русского народа не приняли церковных нововведений патриарха Никона, подверглись жестоким гонениям и бежали на окраины Поволжья, Дона, Поморья, Урала, Сибири, в Польшу, Австрию, Турцию. Нападки ослабли лишь при Петре I, когда на условиях уплаты двойных налогов старообрядцам разрешалось проводить богослужения. В дальнейшем при разных правителях гонения то начинались с новой силой, то затихали. По переписи 1897 года, в Российской империи насчитывалось более двух миллионов старообрядцев.
В Среднем Поволжье первые староверы стали появляться после московского стрелецкого бунта 1682 года. В конце XIX века в Симбирской губернии таковых насчитывалось порядка 34 тысяч. Старообрядцы жили в основном в Симбирском, Алатырском, Карсунском и Сызранском уездах. У них сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одаренных детей учили славянскому письму и иконописи. Некоторые беспоповские согласы (поморцы, федосеевцы) использовали хомовое пение - произнесение слов с введением дополнительных гласных между согласными и после заключительной согласной.
Как правило, староверы были людьми зажиточными. До 60% русских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из этой среды. Противники официальной религии не только вели активную хозяйственную деятельность, пополняли доходную часть государственного бюджета, но и занимались благотворительностью. Некоторые исследователи уверены, что сельское хозяйство в царской России опиралось, в первую очередь, на регионы со старообрядческим населением. Одно село Балаково Самарской губернии (ныне город в Саратовской области) имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены на лондонской торговой бирже. Из среды староверов вышли московский городской голова Прокопий Шелапутин, основатель партизанского движения в войне 1812 года Денис Давыдов, войсковой атаман Донского казачьего войска Матвей Платов. В летописи Ульяновской области также записан известный старообрядец Константин Марков. Купец первой гильдии, посадский голова Мелекесса, за почти сорок лет правления построил каменный храм в память государя императора Александра II, дом для Городского общественного управления, здание для пожарного обоза, несколько училищ, скотобойню, богадельню и три колодца.
В настоящее время старообрядческие общины существуют не только в России, но и в Беларуси, Прибалтике, Молдове, Польше, Австралии, странах Америки. В своей книге "Россия в обвале" Александр Солженицын писал: "Старообрядцев вы не упрекнете ни в распущенности, ни в разврате, ни в лени, ни в неумении вести промышленное, земледельческое или купеческое дело..." Сами староверы считают, что их культура и образ жизни помогут русским людям вернуться к корням, укрепить веру и традиции.