По случаю всероссийского Дня трезвости, отмечавшегося 11 сентября, и совпадающего с ним Дня граненого стакана (есть в России и такой праздник!) в музее "Симбирские типографии" открылась выставка "На грани искусства". Посетители ностальгической экспозиции увидят советскую граненую посуду – стопки, квасные кружки, креманки, аптечные флаконы, бутылки для молока и, конечно же, разновидности граненых стаканов.
В былые времена граненый стакан был необходимым предметом в каждом доме. При помощи него вырезали заготовки из теста для вареников и пельменей. В стаканах выращивали рассаду садоводы. Стакан служил универсальным мерилом на кухне. С первого издания классической "Книги о вкусной и здоровой пище" (1939 г.) продукты измерялись стаканами, а не граммами. Сегодня граненый стакан практически впал в забвение. Разыскать его не так уж и просто, а все потому, что продукцию, которую прежде выпускали десятками миллионов в год, большинство заводов сняло с производства.
Теперь у граненого стакана новая жизнь: он стал арт-объектом. Стаканы расписываются в разных техниках, используются в рекламе, они вдохновляют дизайнеров. И не удивительно, ведь эта вещь-символ почти всегда несет в себе какую-то историю.
"Стакан – это символ, широко использующийся в искусстве: на картинах, в кинематографе, в литературных произведениях. Отсюда идет название этой выставки", – рассказывает краевед, кандидат философских наук, доцент УлГУ Сергей Петров. На открытие выставки он принес свою обширную коллекцию граненых стаканов, которые, по его словам, не собирал, а, скорее, "подбирал", когда в постсоветское время эти "символы" советской эпохи начали безжалостно выкидывать.
Доподлинно история появления Дня граненого стакана неизвестна, но, по некоторым данным, именно в этот день в 1943 году с конвейера одного из старейших в России стекольных заводов в г.Гусь-Хрустальном сошел обновленный граненый стакан.
Считается, что дизайн стакана разработала известный советский скульптор, создательница знаменитого монумента "Рабочий и колхозница" Вера Мухина. По одной из легенд, она создала этот "шедевр" стеклянной посуды вместе с автором "Черного квадрата" Казимиром Малевичем в блокадном Ленинграде в 1943 году. Появление граненого стакана обусловлено научно-техническим прогрессом. Такую форму и структуру стакана продиктовала производственная необходимость, а не фантазия художника. Еще до войны советскими инженерами было изобретено чудо техники – посудомоечная машина, в которой могла мыться посуда только определенной формы и размера. Именно такой стакан очень подходил для этого агрегата, и к тому же он был очень прочный из-за толщины и особого способа изготовления стекла.
Забавно, но стоимость стакана зависела от количества граней. Выпускались стаканы с 10, 12, 14, 16, 18 и 20 гранями. Были еще с 17, но выпуск с нечетным количеством граней более сложен, поэтому остановились на наиболее приемлемом и удобном – с 16 гранями. Но вместимость стакана оставалась неизменной: до стеклянного ободка – 200 мл, до краев – 250 мл.
В 80-е годы XX века советские граненые стаканы стали массово взрываться. В народе пошли слухи о новой антиалкогольной кампании, о происках капиталистов, покусившихся на "святое" и выбравших самый удачный объект. Но все оказалось намного прозаичнее. На завод поставили импортную линию по производству стаканов и перестали учитывать точную технологию изготовления. Как следствие, стаканы начали рассыпаться, лопаться по швам, у них отваливалось донышко. У одной женщины "взорвался" целый накрытый к празднику стол. Этот факт был отмечен в одном из выпусков сатирического киножурнала "Фитиль".
Советский граненый стакан повсеместно использовался в общепите. Это общеизвестный факт. Но мало кто знает, что этот факт признается специалистами неофициальным культурным знаком советской эпохи, как символ чего-то общественного, публичного, объединяющего. И это действительно так. Общие граненые стаканы стояли в автоматах с газированной водой, в столовых с компотом и кефиром, с чаем и киселем в детских садах и школах.
А на железной дороге до сих пор подают чай в граненых стаканах советского образца с подстаканником, что удивительно приятно и мило. История знаменитой граненой посуды продолжается...