Фотохудожник Леонид Лазарев презентовал книгу "Цирковая "стена смерти" в СССР" и открыл фотовыставку "Виртуозы вертикальной стены". Мероприятия стали частью II Международного форума историков, философов и публицистов, посвященного 150-летию со дня рождения Ленина. Партнером форума выступил фонд "Ульяновск – культурная столица".
Презентация и фотовернисаж состоялись в выставочном павильоне "Ретромототехника. Гараж СССР" Ленинского мемориала. Они посвящены мотогонкам по вертикали – одному из самых захватывающих и опасных цирковых аттракционов, получившему популярность в Советском Союзе и в мире в середине прошлого столетия, а также артистам-мотогонщикам.
Книга "Цирковая "стена смерти" в СССР" написана Лазаревым в соавторстве с доцентом УлГУ Ириной Зубовой. Документальные фотографии мотогонщиков, исполнявших опасные трюки в "бочке" с вертикальными стенами, афиши их выступлений стали замечательными иллюстрациями к рассказу авторов о работе над книгой и ее героях. В экспозиции представлены работы самого Леонида Лазарева, сделанные в 1958 году во время гастролей группы артистов в Ульяновске, и других фотографов разных лет.
"Эта книга и выставка познакомят зрителей с темой очень рискованного циркового искусства, которое было придумано в 1938 году по аналогии с американским аттракционом, – рассказал Леонид Лазарев. – Героическая жизнь этих актеров венчалась огромной любовью зрителей, слезами, объятиями, которые я неоднократно наблюдал. Но власть была к ним холодна и безразлична. Это был американский аттракцион, и как ни странно, это сыграло принципиальную роль: ни у кого из артистов не было никаких званий, связанных с этой профессией. Хотя им было бы пора их получить и наслаждаться жизнью. Их спасало только одно – аплодисменты. После очередного падения, перелома ноги они возвращались на аттракцион, на "стену", и снова – аплодисменты, снова объятия. Для меня эти артисты были объектом восторга. Не потому что это были мои родители и их коллеги по цирковому искусству, просто нельзя было ими не восторгаться. Они доходили до такой черты, что еще миллиметр-два – и катастрофа. Память об этих людях гаснет, но тот, кто видел их выступления в детстве, в юности, забыть этот аттракцион не может. И мой долг – познакомить массового читателя с подобными артистами".
По словам Ирины Зубовой, в работе над книгой были использованы документальные свидетельства, сохраненные в семейных архивах и представленные родственниками легендарных гонщиков. Документы помогли проследить жизнь этих людей, чья судьба была неразрывно связана с историей всей нашей страны: "Если Леонид Николаевич создавал книгу в большей степени с художественной точки зрения и базировался на своих воспоминаниях и чувствах, то я писала текст, следуя письменным и вещественным документам, устным источникам. Но именно письма открыли контекст работы данного аттракциона, который, как правило, оставался неизвестен широким массам. Потому что все видели успех, восторг, а то, что за этим стояло, скрывалось от глаз зрителей. Письма воскресили сложную историю жизни этих артистов".
Лирическим моментом открытия выставки стало выступление солистки Ленинского мемориала Елены Рождественской. В ее исполнении прозвучала песня Анатолия Новикова и Льва Ошанина "На катке". Музыка навеяла Леониду Лазареву воспоминания о своем детстве, когда он, затаив дыхание, слушал эту песню в исполнении матери, обладающей прекрасным меццо-сопрано. Авторы передали несколько экземпляров книги в дар Ленинскому мемориалу и ульяновским библиотекам.