Напомним, поручение о проведении таких мероприятий было дано вице-премьером в августе во время его рабочей поездки в Кировскую область. Учебные тренировки и инструктажи проводились с участием сотрудников университетов и правоохранителей. Отрабатывался порядок действий и оперативность реагирования на вызовы.
"Вузам поручено проводить инструктажи и учебные тренировки по отработке террористических угроз не реже двух раз в течение учебного года. В них обязательно должны участвовать студенты. Каждое ответственное лицо обязано четко знать, как действовать, если возникает внештатная ситуация. Алгоритмы, разработанные Минобрнауки России, должны строго выполняться всеми службами, а также администрацией вуза и студентами", - сказал Дмитрий Чернышенко.
Учения также проходят в научно-исследовательских центрах, домах ученых, пансионатах и санаториях, подведомственных Минобрнауки России.
"Сегодня и всегда безопасность в вузах должна быть вопросом номер один для каждого ректора без исключения. Всем университетам необходимо работать в плотной связке с региональными властями и силовыми структурами. Дополнительно Минобрнауки России разработало алгоритмы для усиления мер безопасности. Их следует довести до каждого сотрудника университетов, ведь именно от них во многом зависит безопасность студентов. При этом очень важно регулярно проводить соответствующие обучающие мероприятия для учащихся", - отметил министр Валерий Фальков.
Для повышения антитеррористической безопасности в вузах Минобрнауки России разработаны алгоритмы действий персонала вузов, работников частных охранных организаций и студентов при совершении (угрозе совершения) террористических преступлений, алгоритмы информационного взаимодействия вузов с органами МВД России, Росгвардией и ФСБ России, типовая модель действий нарушителя, совершающего вооруженное нападение, размещение взрывного устройства, захват заложников на территории вуза. Документы согласованы с Минпросвещения России, Росгвардией, МВД России, ФСБ России и МЧС России и доведены до всех университетов страны.
Кроме того, для ректоров запущен курс повышения квалификации "Комплексная безопасность в образовательной организации высшего образования". Он создан по поручению Национального антитеррористического комитета. По его итогам участники получат знания об актуальных методах комплексной безопасности в организациях высшего образования и соответствующее удостоверение.
Минобрнауки России провело вебинар для вузов по реализации "сетевых" программ обучения и механизмов практической подготовки студентов. В онлайн-мероприятии приняли участие более 900 представителей университетов. Всего с этого года в вузах реализуется 16 программ по сетевой форме.
Тема вебинара - "Расширение образовательными организациями высшего образования практики реализации образовательных программ в сетевой форме. Практическая подготовка - практика реализации". Участники обсудили проделанную нормативно-правовую работу, а также обменялись лучшими практиками сетевого взаимодействия.
Под сетевой формой реализации образовательных программ подразумевается организация обучения с использованием ресурсов нескольких вузов, а также компаний и предприятий. Такое взаимодействие позволяет повысить качество и доступность высшего образования, а также расширить перечень специальностей и направлений подготовки, предлагаемый университетами.
Своим опытом поделились МИРЭА - Российский технологический университет, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Вологодский государственный университет, Череповецкий государственный университет, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Московский политехнический университет и другие вузы.
"В обучении по сетевым программам много преимуществ. Это и оптимизация процесса обучения за счет расширения информационных и коммуникативных возможностей, обеспечение открытого доступа к сетевым ресурсам организаций в индивидуальном режиме, оптимизация соотношения теоретической и практической подготовки, а также расширение возможностей для решения социальных проблем (обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и так далее)", - отмечает проректор по учебной работе Московского политеха Гюзель Шарипзянова. Представители вузов рассказали об опыте использования практической подготовки в учебном процессе. В Российском государственном аграрном университете - МСХА имени К.А. Тимирязева отметили значимость связи науки, образования и бизнеса при подготовке селекционеров.
"Теоретические знания и практические навыки, приобретаемые студентами бакалавриата, позволяют выпускникам уверенно представлять себя на рынке труда или продолжить углубленное обучение в магистратуре. Двухлетние магистерские программы включают преимущественно дисциплины, формирующие профессиональные компетенции выпускника, а научно-исследовательская работа в рамках производственной практики позволяет магистрантам развивать свои профессиональные навыки в любой из интересующих его областей науки и практики", - рассказал Сократ Монахос, заведующий кафедрой в МСХА имени К.А. Тимирязева.
В 2022/2023 учебном году стартовал набор на обучение по семи новым программам в сетевой форме. Всего по сетевым программам обучается 330 человек.