В городе на Волге побывали родственники армянского художника
Мартироса Сарьяна – внучка, хранительница Дома-музея художника
в Ереване Софья, и правнук Давид.
Визит состоялся накануне открытия Международной ассамблеи художников "Пластовская осень" и выставки "Аркадий Пластов и Мартирос Сарьян". Экспозиция откроется в музее Аркадия Пластова 27 сентября. Подлинные полотна симбирского живописца из семейной коллекции внука, Николая Пластова, приедут из Москвы, работы армянского мастера - из его Дома-музея в Ереване. Николай Пластов часто бывает в Ульяновске, а вот гости из Армении здесь впервые. По словам Софьи Лазаревны, данный проект закономерен, так как Аркадий Пластов и ее дед дружили, часто виделись. Аркадий Александрович нарисовал портрет Мартироса Сарьяна, защищал коллегу от нападок советской власти, обвиняющей армянского мастера в формализме.
- Кроме Мартироса Сергеевича, никто в нашей семье талантом рисования, увы, не обладает, - говорит Софья.- Но мы храним и приумножаем память о дедушке. Мой сын Давид, например, хочет выучиться на менеджера, постигает иностранные языки, чтобы продвигать искусство прадеда в разных странах. Раньше сохранностью дома-музея, открытого еще при жизни дедушки, занимался отец, сейчас родовое гнездо под моим присмотром. К сожалению, дед умер, когда мне было пять месяцев, и нам не пришлось пообщаться. Осталась лишь единственная фотография, где дед держит меня на руках. Все, что знаю, запомнила из рассказов папы.
Мартирос Сарьян родился в 1880 году, умер в мае 1972-го, как и Аркадий Пластов. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Константина Коровина. Армянский художник любил говорить: "Цвет - это истинное чудо!". Это восхищение - на его полотнах, написанных яркими, насыщенными красками.
Мартироса Сарьяна считают новатором своей эпохи, его работы создавали новое эстетическое восприятие и наглядно показывали, что искусство не является лишь имитацией реальности, а требует свободы воображения и абстрагирования. Главным учителем Мартирос Сергеевич считал природу. Писал много пейзажей и натюрмортов. Часто путешествовал по Турции, Египту, Ирану, поэтому на картинах встречаются сюжеты восточной жизни. Посещал и Европу, два года работал в Париже. Во время его возвращения в Армению на корабле произошел пожар, уничтоживший большую часть работ художника, выставлявшихся в парижской галерее "Жерар".
Несмотря на долгие путешествия, Сарьян сердцем всегда был с родиной и народом. К сожалению, советская власть не жаловала его, препятствуя свободному развитию творчества. Полное признание пришло к живописцу только к 80 годам.
- Но я считаю, что дедушке повезло, - продолжает Софья Лазаревна. - Он прожил долгую жизнь, успел порадоваться открытию собственного музея рядом с его домом и мастерской. Он творил практически до конца своих дней – последнюю картину написал в 89 лет.
Произведения Сарьяна хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Музее Востока в Москве, в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга и других престижных хранилищах предметов искусства. Весь путь творческой эволюции художника – от студенческих работ до рисунков последних месяцев жизни, представлен только в его Доме-музее в Армении. Коллекция насчитывает более двухсот экспонатов, десять из которых будут выставлены в Ульяновске.