Ульяновский автомобильный завод имени Ленина ордена Трудового Красного Знамени. Что ни говори, а в советское время название любого завода звучало как оттопыренный средний палец в лицо вероятному противнику. Бывший ЗИС, в 1972 году запустивший "УАЗ-469", а в 2004 году переименовавший эту модель в Hunter (лучшее название для полицейской машины), выросший вместе с городом, переживший взлеты и падения, видевший самых разных директоров, – похоже на биографию героя Forbes, не находите? Приход владельца SOLLERS на пост генерального директора вообще восприняли как знак скорой гибели завода – говорят, кто-то даже насвистывал похоронный марш на проходной. Но у Швецова не было таких планов. Планы были прямо противоположные. Но это отдельная история.
Как выяснилось, людей найти просто, а вот специалистов по реанимации заводов – не очень. Но их нашли. Однако спасители выглядели совсем не рыцарями в сияющих доспехах – как минимум, на них были рабочие комбинезоны и рюкзаки. Даже когда они начали раскапывать ворох проблем, накопившийся на заводе, их не восприняли всерьез. "Орден Феникса" – один из тех ярлыков, которые на них навесили, другие яркие прозвища мне не позволяет озвучить закон о СМИ.
Именно с тех пор завод модернизируют (не люблю это слово, жаль, другого нет). По факту, завод избавляется от балласта в виде лишних территорий и убыточных зданий. Людей никто не разгоняет. Даже наоборот, и мы к этому еще вернемся.
Но это все седое прошлое, а презентация Patriot версии 2014 года – настырное настоящее. Несколько кадровых изменений и стали тем пресловутым шилом. Сейчас кроме обновления модельного ряда переделывают главный конвейер под новые нужды; закупают оборудование, без которого автомобильное производство не может нормально существовать; ищут потребителя, а не просто выбрасывают продукт на рынок.
Откуда мы все это знаем? Мы сами все это видели. Оказывается, летняя практика может быть не только тоскливой и бесцельной. Если пойти в отдел качества УАЗа, то приключения и опыт обеспечены. Все это могло бы пройти мимо нас, если бы не один человек, пожертвовавший своим временем ради встречи со студентами. Так что наша история начинается с Айрата Шарипова.
Глава отдела качества, кстати говоря, очень редко носит костюм, но разговор со студентами кафедры инженерной физики того стоил. Ходят слухи, что это был единственный случай, когда четверокурсники не перебивали лектора. Из его слов выходило, что заводу нужны новые люди в целом и специалисты по качеству в частности. Эта статья – результат дальнейших событий.
Впечатления у каждого были свои. Кто-то отнесся скептически (в том числе и к восторгу однокурсников); кто-то подумал: это то, с чего стоит начинать; кому-то сказанные слова разнесли сознание в щепки. И каждый из нас пришел в итоге на завод со своими мыслями и эмоциями. Мы, три четверокурсника, ожидали от этой практики чего угодно, только не того, что получилось в итоге.
В течение месяца у нас было все (или почти все). Сначала был сварочный цех. Потом цех изготовления штампованных деталей. Потом предпродажный осмотр автомобиля. Потом сопровождение пробной партии новых "Патриотов". После – поиск причин всего чего можно: от вмятин на капоте до хрипов динамиков в салоне. Нам постоянно читали лекции по автомобилестроению и всему, что с ним связано. Мы вспомнили все, чему нас учили, – физику, математику, статистику, теорию вероятности… Нам дали настолько специфические знания, что нас теперь нельзя пускать в автосалоны.
Кого нельзя и невозможно обойти вниманием, так это аудиторов готовой продукции – они знают, что делают, и понимают, зачем они это делают. Могут объяснить, как научиться делать так же, а потом пригнать машину только с конвейера и дать тебе ее всю исследовать, чтобы ты понял все изнутри. Это непередаваемо.
Еще очень многое из того, что мы увидели и узнали, нельзя рассказывать по договору о неразглашении. Например, что покупка УАЗа концерном SOLLERS смогла вывести завод из плоского штопора последних пятнадцати лет. Что Швецов – первый в долгой череде директоров, кто вкладывает в завод, а не пытается распродать его по частям. Что на заводе есть люди, которые действительно хотят его оживить, и их много. Хотя нет – мы можем об этом рассказать, к чему тут лишняя скромность, когда заводу есть чем гордиться?
Вы слышали когда-нибудь песню про трех танкистов, экипаж машины боевой? Вот такими боевыми товарищами для нас стали Сергей, Кузьма и Аваз, в этом году окончившие университет. Они стали нашими наставниками на месяц. Курс молодого бойца в боевых условиях цехов и отделов сурового ульяновского производства. Их история тоже во многом поучительна: что интереснее – писать дипломную работу по материалам одного месяца работы или каждый день видеть производство и понимать, о чем ты пишешь? Вот и для них ответ был очевиден.
На резонный вопрос, почему сразу три человека пошли на УАЗ работать, можно ответить следующее – их специальность называлась "Автомобилестроение", они хотели посмотреть, на что способны сами и что им может предложить автомобильный завод, им было не все равно. А новому владельцу требовались молодые специалисты. После трех месяцев совместной работы стало понятно: чем больше людей придет из УлГУ – тем лучше для всех.
В двух словах о презентации UAZ Patriot-2014
Презентация нового "УАЗа-Patriot-2014" должна была начаться в одиннадцать часов дня, но погода, видимо, была нелетной. Или асфальт неездовым. Но, несмотря на опоздание, делегация не стала ускорять программу, чтобы все успеть. Перед началом презентации гостей провели по новому конвей- еру, показали склады. Из-за толстой "шумоизоляции" (слой фотографов, журналистов ульяновских телеканалов и блогеров) ничего не было слышно.
Обещанная правительственная делегация, которую все так ждали, состояла из министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, полпреда президента РФ в ПФО Михаила Бабича, губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, генерального директора ОАО "УАЗ" Вадима Швецова.
Итак, в следующих трех абзацах я постараюсь выразить мысль, которую каждый из них формулировал несколько более пространно.
Денис Мантуров: "Мы видим увеличение спроса и довольны им, видно, что подспорьем для потребителей стала программа утилизации старых автомобилей. "УАЗ" по-прежнему покоритель бездорожья, а таких машин сейчас единицы. Насколько он крут? Сейчас это лидер всех проводившихся испытаний. Новый "Патриот" предлагает много новых функций. Даже наш новый дизайн – еще более мужественный, – думаю, многие оценят. Желаю всем, кто создавал этот автомобиль, успехов в производстве, это только начало пути, нас ждет еще много новых моделей и новых стартов".
Сергей Морозов: "Я хочу поздравить вас всех, я считаю новый "Патриот" успехом, это лишний раз доказывает – мы являемся крупнейшим производителем автомобилей. Кстати, мы закупаем 200 автомобилей новой серии для муниципальных нужд".
Вадим Швецов: "Сначала хочу поблагодарить всех. Спасибо центру разработок. Спасибо отделу закупок. Спасибо дирекции по качеству. Все вы сделали очень много, благодаря вам мы соответствуем всем мировым тенденциям в области автомобилестроения. Что касается самого автомобиля, он стал более устойчивым на дороге, более динамичным, более современным. Мы бросили сами себе вызов – и вышли в город. И мы очень хотим, чтобы новый "Патриот" нашел своего потребителя!".
Первые три "Патриота" были выпущены в цветах российского флага – белом, синем и красном. После фразы ведущего "Господа журналисты, можете задавать свои вопросы" от основной массы отделилась толпа, больше похожая на разъяренных футбольных фанатов, чем на репортеров. Кто-то явно был готов продать душу ради интервью с гостями, представься такая возможность.
Гости ушли праздновать запуск, рабочие разошлись по своим рабочим местам. Но три автомобиля никто никуда не убирал, так что все, кто хотел, мог с ними сфотографироваться. Это не понравилось одному из организаторов – он истратил нервов больше, чем вся служба безопасности. Сначала все репортеры были отогнаны от "Патриотов", потом им не дали сразу отснять презентационную модель, общий настрой был похож на злую истерику. Но зато все было по плану.
На этом презентационный день закончился, все разъехались. Поток машин на Московском шоссе заставили прижаться к обо- чине. Табор уходил на север. Вместе с одним из новых "Патриотов" в кортеже.