Социологическое исследование "Молодой российский рабочий и его жизненные стратегии в разрезе социально-экономических проблем" провела региональная общественная организация "Социальная инициатива "Соцарт", куда входят и ученые Ульяновского госуниверситета. Проект реализовывался с февраля прошлого года в трех разных по своему социально-экономическому положению российских городах: Елабуге, Санкт-Петербурге и Ульяновске. В сентябре подвели итоги исследования.
Основным предметом изучения стала актуальная проблема востребованности рабочих профессий среди молодежи. Но в исследовании приняли участие не только юноши и девушки, в выборку проекта попали их родители, а также эксперты: представители местных предприятий, начальных и средних учебных заведений, муниципальных органов власти и кадровых агентств. Всего было взято 63 социологических интервью с молодыми рабочими, 24 интервью с их родителями, 18 интервью с экспертами, проведено девять фокус-групп.
В исследовании не ставилась цель с помощью опроса массово охватить всю молодежь. Было важнее выявить глубинные, скрытые особенности и узнать личные, индивидуальные стратегии и практики. На фоне общего мнения о том, что выпускники школ не стремятся идти в рабочие, интересно было найти тех, кто вовсе не жалеет о том, что выбрал для себя такой трудовой путь и видит в нем отличную жизненную перспективу. Исследование охватило представителей самых различных рабочих профессий из разных сфер экономики.
Главный вывод, который сделали социологи – изменилась сама суть рабочих профессий в восприятии молодежи. Они больше не рассматриваются как дело всей жизни, которое требует особого призвания и таланта. Теперь ценится не высококлассное владение какой-то одной специальностью, а наличие начальных трудовых навыков сразу по многим. И едва ли не главным условием сохранения молодежи в рабочих профессиях стала сегодня возможность быстрой и гибкой, "оперативной" смены сфер деятельности.
На рабочие специальности идут и те, кто в будущем планирует заниматься мелким бизнесом. "Работать на себя!" – вовсе не самый плохой мотив, чтобы остановиться на таких специальностях. К сожалению, сами молодые не во всех таких профессиях видят возможности развития собственного дела. Большинство сталкивается с недоступностью первичного рынка труда – рабочих мест с хорошей и стабильной зарплатой, где сами работодатели заботятся о повышении квалификации. Их удел – учиться "вертеться" на вторичных рынках, где нужно браться за любое кажущееся выгодным предложение, постоянно быть в курсе новых вакансий, работать на основе устных договоренностей и "на ходу" осваивать нужные операции. И хотя статистика показывает существенное сокращение доли молодежи среди рабочих, она явно не учитывает ее широкой включенности в этот неформальный вторичный рынок.
Еще одна тенденция – в сознании молодежи "рабочие" постепенно заменяются на "наемных работников". Буднями трудовой социализации молодых людей становятся сдача в аутсорсинг вместе с помещением и оборудованием, перепрофилизация рабочих мест при смене собственников, пренебрежительное отношение со стороны управленческого звена. В наши дни решение стать рабочим перестает быть просто профессиональным самоопределением, оно также связано с согласием на определенную позицию в обществе и соответствующий ей стиль жизни. Эта позиция по-разному оценивалась по шкале престижности или богатства, но все участники исследования сошлись на том, что она является самой стабильной. Умение делать что-то своими руками на профессиональном уровне считается далеко не лишним в социальном багаже. Вопрос заключается в поиске таких "эффективных занятий", которые в любые времена обеспечивали бы доход. Пока сами юноши и девушки относят к ним ремесло автослесаря, водителя, строителя, газоэлектросварщика, электрика, кладовщика, парикмахера, повара и официанта. А вот токари, фрезеровщики, станочники и другие "заводские" специальности не кажутся в этом смысле самыми надежными, поскольку спрос на них сильно зависит от социально-экономической ситуации.
На восприятие себя как наемной рабочей силы указывает и то, что при оценке выбираемых видов занятости, условий и мест работы размер заработной платы становится решающим фактором. А профессиональная самореализация, приверженность родному предприятию и даже коллективная взаимовыручка уходят на второй план.
Это исследование стало одной из первых попыток в отечественной науке по-новому взглянуть на рабочие профессии и отношение к ним молодых людей.
– Пока не будут браться во внимание глубинные сдвиги в понимании молодежью роли рабочих в обществе, завлечь их "на завод" не получится, – говорит Евгения Лукьянова, руководитель проекта, председатель УОО "Соцарт", ведущий программист отдела маркетинга и социологических исследований УлГУ. – Мы разговаривали с разными экспертами, но ничего, кроме ярмарок вакансий и конкурсов профессионального мастерства для популяризации рабочих профессий, они предложить не смогли.
В последние годы стали говорить о том, чтобы сделать среднее профессиональное образование прикладным высшим. Но парадокс заключается в том, что на высокотехнологичных предприятиях требуются не рабочие с вузовским образованием, а инженеры, готовые работать руками. А на остальных не нужны ни те, ни другие, а востребована самая обычная начальная профессиональная подготовка.
Изменилась сама суть рабочих профессий в восприятии молодежи. Они больше не рассматриваются как дело всей жизни, которое требует особого призвания и таланта.
К "эффективным занятиям", которые в любые времена обеспечивали бы доход, юноши и девушки относят ремесло автослесаря, водителя, строителя, сварщика, электрика, парикмахера, повара.