Выставка из цикла "Звуки времени" знакомит с подлинными экспонатами тематической коллекции музея-заповедника "Родина В.И. Ленина". В музее будут граммофоны, старинные пластинки, специальные иглы, без которых работа граммофона невозможна. Кроме того, посетители могут увидеть почтовые карточки, адресаты которых общались на музыкальную и около музыкальную тему.
"Прошлое мертво, как разбитая граммофонная пластинка. Погоня за прошлым - неблагодарное занятие, и если вы хотите убедиться в этом, поезжайте на места ваших былых боев", - заметил как-то Эрнест Хемингуэй, показывая безвозвратность случившегося. В погоне за ярким сравнением писатель не задумался, что опытный меломан смотрит на эту ситуацию с иной точки зрения. Он подберет все осколки, сложит их вместе, склеит и, любуясь полученным результатом, начнет строить предположения, что за музыка польется из раструба, когда пальцы раскрутят ручку проверенного временем граммофона. Для него разбитая пластинка с неведомой записью - не символ ушедшего прошлого, а трепетное ожидание, какую же тайну ему откроет ближайшее будущее.
В 1877 году Томас Эдисон испытал первое устройство, способное воспроизводить звук - фонограф. На создание машины его вдохновило небольшое происшествие, случившееся с ним во время работы над телефонным аппаратом. Ученый перебирал телефон с целью его улучшения и за работой начал напевать. В это время он держал в руке мембрану с иголкой. Металлическая пластина откликнулась на голос, и игла уколола палец изобретателя. Это натолкнуло его на мысль, что можно записать колебания иглы и затем пустить ее по этому пути.
Механизм, сконструированный Томасом Эдисоном, был далек от совершенства. Из-за большого искажения звуки были неразборчивы. На основе фонографа был создан старинный граммофон. Он разрабатывался исключительно для прослушивания музыки.
В это время Эмиль Берлинер вдохновился статьей французского ученого Шарля Кро и решил создать собственное записывающее устройство. Он провел серьезную работу и в 1887 году запатентовал граммофон. Берлинеру удалось избежать недостатков фонографа. Граммофон воспроизводил звуки громко и отчетливо, а уровень искажения был минимальным.
Купец Гусев из Санкт-Петербурга в 1895 году вошел в историю, как человек, первым продавший граммофон на территории Российской империи, но чьей конструкции был аппарат, доподлинно неизвестно. Зато через два года гуляющая по Невскому проспекту публика могла завернуть в ателье, чтобы послушать пластинку, которую проигрывал аппарат с ручным приводом. Новинка была выставлена не для продажи, а для привлечения публики. Однако сразу нашлись люди, которые почуяли огромные барыши от поставки диковинной техники на русскую землю. Граммофоны начали появляться в ресторанах, чья посещаемость резко возросла.
В начале XX века в России граммофон стоил как три коровы. Для простых людей это были баснословные деньги. Поэтому если кто-то покупал граммофон, он становился всеобщим достоянием. Люди собирались на праздники и танцевали под звуки пластинок.
Для богатых людей изготавливались граммофоны из дорогих материалов - красного дерева, серебра, золота. Сейчас этот антиквариат находится в частных коллекциях. Одним из таких дорогих инструментов была "волшебная тумбочка". Предмет выглядел как обычная тумба для интерьера. Однако внутри находился граммофон со струнным резонатором. Амплитуда была рассчитана так, что выходя, звук увеличивал свою громкость и чистоту. Это был своеобразный музыкальный центр прошлого века.
В 1902 году в Риге открылась первая российская фабрика, где производились граммофоны. Спрос на предметы был большим. В дворянской среде иметь музыкальное устройство стало обязательным. Его использовали не только для прослушивания музыки, но и в качестве предмета интерьера.
По всему миру как грибы после дождя множились фабрики по производству музыкальных проигрывателей. Каждый владелец пытался сделать свой товар уникальным, завоевать большую долю на рынке. Так в конкурентной борьбе во Франции был рожден патефон - миниатюрная копия граммофона.
С 60-х годов материалом для грампластинок стал уже известный нам винил, а продолжительность воспроизведения звука увеличилась до 40 минут. К этому времени научились делать записи с обеих сторон пластинки, поэтому суммарная продолжительность произведений достигала 80 минут. Использование ламповых усилителей позволило улучшить качество звучания. А старинные граммофоны усовершенствовали посредством установки звукоснимателей и электропроигрывателей. К сожалению, век граммофонов оказался недолгим. Громоздкие старинные проигрыватели вытеснили более компактные магнитофоны, миниатюрные плееры, а затем и цифровые устройства.