90% всех случаев кибермошенничества приходится на телефонное. Самой популярной остается схема с переводом или взносом на "безопасный счет". Сбербанк оценил, что к такому типу относится 77% всех попыток мошенничества. Распространенными уловками этой схемы являются звонок от якобы службы безопасности банка о смене финансового номера, оформление кредита на клиента и попытка снять у него деньги.
В последнее время мошенники стали чаще отправлять россиянам в соцсетях поддельные документы, в том числе из банка. При этом злоумышленники активно обзванивают целые семьи. Они представляются сотрудниками банка или полиции, сообщают о возможном похищении денежных средств и просят принять меры. Членов семьи стремятся убедить в реальности угрозы и просят повлиять на своего родственника.
Основой мошеннических схем служит персональная информация, полученная на нелегальном рынке баз данных интернет-магазинов, финансовых учреждений, государственных структур. Усложнив методы своей работы, киберпреступники могут долго обрабатывать очередную жертву, чтобы убедить ее перевести деньги, соблазняя финансовой выгодой и даже предлагая некую должность с высокой оплатой. Ради этого устраивают видеособеседования с потенциальным "работодателем".
Весьма распространена схема воровства "на доверии". Так, телефон из объявления в интернете или СМИ о продаже любого имущества немедленно попадает в поле зрения мошенников. И владельцу звонит некий "потенциальный покупатель", готовый платить, не торгуясь, но только на карту. Для этого он просит сообщить ее номер, срок действия, CVV-код.
Участились случаи телефонного мошенничества в отношении сотрудников учебных заведений. В случае получения сообщения в мессенджере (WhatsApp, Viber, Telegram и т.д.) от имени ректора, проректора с просьбой позвонить сотруднику Министерства науки и высшего образования для решения каких-либо финансовых и иных вопросов, необходимо незамедлительно перезвонить в приемную руководителя вуза для подтверждения полученной информации.
Еще один вид мошенничества направлен на получение доступа к личному кабинету на портале госуслуг. Не переходите по ссылкам в письмах от "Госуслуг" с информацией, которую вы не запрашивали. Все сообщения от портала дублируются в личном кабинете. Проверьте там наличие сообщения, пришедшего на почту. Будьте внимательны к адресу отправителя - письма от "Госуслуг" приходят только с одного адреса -
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
. Официальные рассылки от "Госуслуг" никогда не содержат призывов оставить СНИЛС или банковские реквизиты, они носят общий информационный характер, а специалисты "Госуслуг" никогда не звонят пользователям.
Как проверить номер, с которого поступают звонки? В интернете существует достаточно много сервисов для того, чтобы определить если не владельца конкретного телефонного номера, то по крайней мере город или страну, откуда пришел звонок. До 40% таких сообщений производятся из-за границы, еще 40% - из мест заключения. В любом случае поможет звонок в проверенную службу безопасности или колл-центр банка, а не по указанному грабителем номеру.
Главная примета мошенников - навязчивый инструктаж. Помните, что на самом деле сотрудники служб безопасности банков никогда не звонят клиентам, а о подозрительной деятельности или других проблемах сообщают другими способами. Получив звонок от незнакомого человека, обратите внимание на то, что и как он хочет вам сообщить. Мошенники стремятся теми или иными способами надавить на жертв - торопить, запутывать, угрожать возможными последствиями. В такой ситуации важно сохранять спокойствие. Даже если вам угрожают потерей всех денег на счетах, не спешите выполнять требования звонящего.
Мошенник может несколько раз подряд задавать жертве вопросы, на которые можно ответить только словом "да". Столкнувшись с такими вопросами, старайтесь давать другие ответы, переспрашивать или переводить тему.
Если вам звонят из банка - попробуйте задать уточняющие вопросы, например, о состоянии счета или последних операциях по карте. Скорее всего, злоумышленник ничего не сможет ответить. Если вам предлагают какую-либо выплату - уточните основание, на котором она производится.
Мошенники стремятся получить секретные данные карты, настоящие сотрудники банка никогда не запрашивают эту информацию - для обеспечения безопасности они используют отдельные технические средства.
Что делать, чтобы не стать жертвой мошенников? По возможности не отвечайте на звонки с незнакомых номеров, не вступайте в переписку с незнакомыми людьми. Не переходите по ссылкам типа "проголосуйте" и "получите приз" в сообщениях, даже если они поступили от ваших знакомых. Никому не сообщайте коды из смс, трехзначный код на оборотной стороне карты (CVV/CVC), PIN-код, пароли/логины к банковскому приложению и онлайн-банку, кодовое слово, персональные данные.
Помните: сотрудники банков, полиции никогда не спрашивают реквизиты карты, пароли из СМС, персональные данные и не просят совершать переводы с вашей карты. Если вы пострадали от мошенников, сразу же сообщите об этом в полицию и в банк, где храните средства.