Лаковые шедевры прибыли из музея декоративно-прикладного и народного искусства столицы и на время получили "прописку" в центре-музее Гончарова. Передвижная выставка, побывавшая и за рубежом, – часть проекта Минкульта РФ "Достояние России: традиции для будущего", призванного напомнить россиянам о традициях народных умельцев, которыми славится страна.
Лаковая роспись – такой же символ России, как матрешка или гжельский фарфор. В экспозиции представлено около восьмидесяти работ основных центров лаковой миниатюры – Палеха, Федоскина, Мстёры и Холуя.
Русская лаковая миниатюра появилась в России с петровских времен – взяв за основу восточный и европейский опыт такой росписи, русские мастера обогатили его национальным своеобразием, совершенствованием технических и художественных приемов.
Началом истории русских лаков принято считать основание лакирной мануфактуры Петра Коробова и его преемников Лукутиных. Их продукцией стали свободные копии русских и зарубежных художников, выполняли работу бывшие крестьяне. Они-то и привносили в создаваемые произведения свое фольклорное мышление. Лукутинские и вишняковские изделия успешно конкурировали на мировом рынке с зарубежными лаковыми изделиями. В начале ХХ века после закрытия Лукутиными своей фабрики мастера объединились в Федоскинскую трудовую артель. Этот промысел существует по сегодняшний день.
Бывшие иконописные центры Владимиро-Суздальских земель после революции стали творить на "земные" темы. Так появились палех и мстёра. Холуйский стиль миниатюрной живописи сложился позднее, он близок к мстёрской миниатюре, но главное место в сюжетах занимает опоэтизированная природа среднерусской полосы.