Валерий Фальков принял участие в панельной дискуссии "Роль и задача университетов в национальном проекте "Наука и университеты" в рамках форума "Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь", который прошел в Университете Лобачевского.
Участники дискуссии обсудили приоритеты и основные мероприятия национального проекта "Наука и университеты". Валерий Фальков подчеркнул: "Приоритет для университетов сейчас – это увеличение исследовательского потенциала. В XXI веке вузы должны больше влиять на экономику, на технологическое развитие. В России 724 головных вуза. Для тех, кто сможет стать по-настоящему исследовательским образовательным учреждением, это будет настоящий прорыв".
Второй приоритет, по мнению министра, связан с объединением усилий Российской академии наук и университетов для достижения масштабных целей. "На новом этапе в рамках нового национального проекта хотим сделать безусловным приоритетом создание консорциумов". Фальков добавил: "Консорциум – это инструмент, цель – объединить усилия академических институтов Российской академии наук, университетов и, конечно, бизнеса. Хотя, прежде всего, речь идет о тандеме системы высшего образования и системы исследований и разработок".
Еще одним важным направлением деятельности университета глава Минобрнауки назвал умение работать со студентами: "Университет – драйвер развития территории и инструмент трансформации регионов, это центр культурной и социальной жизни. Его задача – стать интересным для молодежи".
Говоря о роли университетов в развитии регионов, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин заявил: "Для нас университеты – прежде всего ресурс, позволяющий трансформировать экономику региона. Вузы – основной драйвер, за которым потянется все остальное. Есть серьезные планы по изменению городской среды вокруг вузов, созданию комфортных условий для молодежи. Считаю возможным использовать и возможности других национальных проектов, например, "Жилье и городская среда". Если рядом с университетом удобно и интересно жить, создаются рабочие места, и молодые люди будут оставаться в родном регионе".
Президент РАН Александр Сергеев, говоря о приоритетах, связанных с развитием университетов, отметил важность качественного образования: "На первое место я поставил бы прежде всего умение хорошо готовить кадры для науки и работодателей".
В ходе дискуссии был затронут вопрос о нагрузке преподавателей. Валерий Фальков призвал ректорское сообщество обстоятельно и серьезно подойти к решению этого вопроса: "Простых решений здесь нет. Необходима грамотная работа в части трансформации образовательной деятельности, тонкое взаимодействие с преподавателями. Иначе, тех задач, которые мы здесь обсуждаем, не решим".
Министр подчеркнул важность участия представителей университетского сообщества в формировании государственной политики в сфере образования и призвал высказывать предложения: "Было бы правильно, чтобы не только регулятор предлагал свое видение, но и университеты на принципах самоорганизации могли бы сказать свое слово. У нас есть несколько ассоциаций университетов, союзы, отдельные вузы имеют колоссальной опыт в проведении экспертизы, все это необходимо использовать".