Экспозиция бытовых раритетов расположилась в музее-квартире Ивана Яковлева.
В России и странах СНГ подстаканники неотъемлемо связаны с романтикой поездов. По статистике РЖД в год россияне выпивают в дороге 14 миллионов кружек чая общим объемом 3 миллиона литров.
Специалисты расходятся в определении точной даты начала использования подстаканников. Одни считают датой их появления начало XX века, когда в России стали массово отказываться от фарфора, предпочитая стекло. Чуть позже аксессуар стал необходимым предметом в домах значимых лиц и чиновников.
Другие утверждают, что подстаканник появился в России с 1720-х годов – когда страну провозгласили империей и были введены новые правила этикета. В чайной церемонии женщинам полагалось пить чай из фарфоровой посуды, а мужчинам – из стаканов. Держать сосуд с кипятком было неудобно, тогда и придумали подстаканники.
Третьи считают началом истории подстаканника 1631 год, когда в страну привезли чай. Соответственно и "железные доспехи" для стеклянного стакана были также заморскими. Мужской быт украшали не только портсигар и табак, но и подстаканник. Кстати, ближе к XIX веку в Россию привезли и маленькие дамские подстаканники – по этикету женщинам не надобно было много есть и пить.
Подстаканники изготавливали многочисленные авторские и частные мастерские. Как произведения искусства их создавали лучшие ювелиры: Хлебников, Сазиков, Овчинников, Лорие, Дехтерев и другие. Сам Карл Фаберже приложил руку к этому производству. Главной техникой исполнения было художественное литье. В конце XIX веке на одном из крупнейших российских заводов по обработке цветных металлов – "Товарищество латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина" во Владимирской губернии – не менее 30% прибыли давал цех производства посуды, главной продукцией которого были подстаканники.
Часто подстаканники делали на заказ – в разной технике (штамповка, литье, чеканка, цветная ретушь). Иногда подражая застольным чаркам древней Руси, их украшали традиционными надписями-пожеланиями. Самой распространенной была чеканка или резьба в верхней части подстаканника: "Пейте на здоровье!" Наиболее разнообразными были формы подстаканников. Если в середине XIX века их часто делали по образцам неорококо или неоклассицизма, то во второй половине появились изделия, выполненные в русском стиле. Несмотря на то, что такие подстаканники чаще всего изготавливали для зажиточных людей, простонародные мотивы очень даже приветствовались. Так в руки любителя выпить горячего чая попадал то "бревенчатый забор", то "бочонок", то "берестяной кузовок".
У рабочего класса подстаканники хотя и были дома, но как атрибут чайной церемонии не прижились: наливали чай в блюдечко, чтобы быстрее остыл. А после революции 1917 года подстаканники производили хоть и в меньших количествах, но классовой принадлежности у предмета не было: ими пользовались и рабочие, и крестьяне.
Выставка в музее Яковлева знакомит с коллекцией подстаканников XIX-ХХ веков. Посетители увидят подстаканники, изготовленные в России, Польше и Германии, выполненные из различного материала: анодированного алюминия, мельхиора, латуни, в технике плакировки, просеченного орнамента, скани и пр. Среди интересных экспонатов – подстаканник с монограммой, предметы, принадлежавшие семье коренных симбирян Арнольдовых.