Что такое скейтборд, знают все – от малышей до дедушек и бабушек.
В Ульяновске увлечение им очень популярно – открываются скейт-парки,
специальные магазины для скейтеров, на улицах можно увидеть все
больше людей с досками. Но немногим известно, что такое лонгборд,
хотя в прошлом веке он был даже популярнее классического скейта.
Теперь лонгбординг возвращается.
Немного истории
Началось все в солнечной Калифорнии, где ненасытные океаном серферы в 50-х годах XX века придумали не просто доску на колесах, а механизм подвески, благодаря которой доска вела себя на асфальте практически так же, как серф на воде. И если человек во время езды наклонялся в сторону, калифорнийский скейт "подруливал" под человека, не давая ему упасть. Более того, такая доска позволяла набирать скорость и даже подниматься в гору при волнообразных движениях ногами. Благодаря своему "морскому" происхождению скейт имел форму "лодочки" с заостренными концами.
Основной конструкцией такого скейтборда стали распиленные пополам роликовые коньки, прибитые к доске. А первой доской, которую изготовили серийно, считается модель "Роллер Дерби" 1959 года с металлическими колесами. Однако эти колеса оказались абсолютно не пригодны для катания и вскоре были заменены на резиновые.
После короткого бума на скейтбординг в 60-х движение резко пошло на убыль во многом из-за ограниченных возможностей резиновых колес. В связи с огромным спросом на рынок стали поступать травмоопасные доски. Люди были возмущены катанием в общественных местах. Масла в огонь подлила американская пресса, которая пустила множество слухов о том, что скейтборды – это угроза для пешеходов, водителей и самих спортсменов. Они призывали магазины отказаться от продажи досок, а родителей – от покупки скейтбордов для своих детей. Все это практически привело к исчезновению культуры.
Однако все изменилось в 1973 году, когда Френк Насуорти и его компания Cadillac Wheels выпустили первые полиуретановые колеса и тем самым запустили вторую волну популярности скейта. Насуорти, разумеется, не изобретал полиуретан и даже не был первым, кто применил этот материал для изготовления колес, но как увлеченный скейтбордист он распознал перспективу: полиуретановые колеса повысят сцепление доски с поверхностью и пружинистость. Форма, размеры, материалы самой доски изменялись со временем. Существовали даже алюминиевые деки. Но следующий технический прорыв произошел в 1975-м, когда NHS выпустили колеса Road Rider. Они продавались в комплекте с усовершенствованными подшипниками, очень похожими на современные по форме и конструкции.
Итак, можно сказать, что первый настоящий скейтборд появился в 1958 году, когда было запущено в промышленных масштабах производство доработанных калифорнийских подвесок.
Сейчас же конструкция подвески упростилась до того, что скейт перестал быть управляемым наклоном. Безусловно, нынешний скейтборд немного поворачивает в сторону наклона деки, но угол, на который перемещаются оси, настолько мал, что скейт не успевает "подъезжать" под человека, чтобы помочь ему сохранить равновесие. По сути, мы снова вернулись к доске с прибитыми роликами.
Всем известный трюк "олли" стал стартом новой культуры катания, скейт начали облегчать и затачивать под прыжок, и именно так он приобрел привычный для нас вид. Лонгборды уже ушли в небытие и были популярны лишь среди небольшого количества американских энтузиастов. Но все в этом мире движется по спирали, и в начале нулевых длинные доски пережили второе рождение.
Встал и поехал!
Лонгборды по устройству до сих пор остаются максимально приближенными к калифорнийским скейтам. По сути, они – отдельная ветка эволюции скейтборда, характеристиками которой являются скорость, устойчивость, улучшенные ходовые качества доски. Эти доски обычно длиннее метра и предназначены либо для скоростных спусков "под горку", либо для карвинга — спуска под горку с выполнением различных трюков и поворотов. Еще одной отличительной чертой лонгов является форма, она может быть разнообразнейшей.
Длина лонгборда позволяет прогуливаться по доске, как по палубе корабля, причем некоторые катаются на нем босиком, что может напомнить серф. Многих привлекает сама эстетика катания, ведь большие колеса позволяют мягко и плавно двигаться по городу, а при необходимости лонг набирает большую скорость, к тому же на нем не нужно учиться никаким трюкам – встал и поехал.
Яхта на колесах
Surf-style longboards
Длина – от полутора до трех метров, это тяжелые и абсолютно не прогибающиеся доски. Эти гиганты – настоящие наземные серфы, на которых передвигаются босиком, выписывая огромные дуги на асфальте. Такой размер позволяет не только прогуливаться по бордам, на таких досках можно лежать, сидеть и даже кататься вдвоем, лениво потягивая коктейли.
Однако есть модели, которые максимально близки к серфу как по форме, так и по стилю катания. Оседлав такую, можно смело выбираться в океан и покорять волны.
Carving
Настоящие акулы городских улиц. Огромный выбор досок, различающихся по форме и размерам. В среднем эти лонги от 80 до 120 см в длину имеют широкую подвеску и большие колеса, что делает их гораздо маневреннее серфбордов. Они сочетают в себе множество стилей катания и являются, пожалуй, самыми популярными среди райдеров.
Downhill
Это уже не просто ленивое виляние доской, а почти "Формула-1". Мало того, на такой лонгборд не встанешь без защиты и шлема. Речь идет о досках особой конфигурации с пониженным центром тяжести и мощными подвесками, которые помогают райдеру удержаться на дороге под большим уклоном на скорости до 100 километров в час.
Slalom
Главное, что требуется от такой доски – быстрая скорость и повышенная маневренность, чтобы объезжать конусы. Поэтому здесь мы имеем не просто доску из фанеры, а своеобразный "сэндвич" с деревянным или пенным клином, с торсионной оплеткой из стеклоуглеволокна. Подвески у таких досок узкие, а колеса практически квадратные, для того чтобы исключить боковое соскальзывание. Слалом как вид катания бывает разный, все зависит от расстояния между фишками. Соответственно, для каждой дисциплины — своя доска, длина которой варьируется от 60 до 80 см.
Пока что ульяновские дороги не позволяют местным жителям в полной мере опробовать возродившийся вид катания, – для того чтобы покататься на калифорнийском скейте, нужна длинная и ровная поверхность. Но если у вас на примете все-таки есть такая, можете смело выбирать свой стиль катания, покупать подходящий лонгборд и рассекать с ветерком.