Премьера спектакля "Ленин и дети" состоялась год назад, в юбилейный 235-й сезон ульяновского театра драмы. Идея необычной театральной истории, посвященной образу Владимира Ульянова-Ленина, принадлежит молодому режиссеру из Москвы Александру Плотникову, выпускнику Высшей школы сценических искусств Константина Райкина, где он учился на актерско-режиссерском курсе Камы Гинкаса.
Вместе с ним в постановочную группу вошли художница Евгения Ржезникова и педагоги по вокалу Вера Корчева и Олег Яшин. Спектакль основан на книге 1924 года "Дети дошкольники о Ленине" и личных воспоминаниях мастеров ульяновской сцены - Владимира Кустарникова, Михаила Петрова, Виктора Чукина, Елены Шубёнкиной и Ирины Янко, которые играют самих себя.
Ульяновские зрители впервые познакомились с Александром Плотниковым во время режиссерской лаборатории Олега Лоевского, где молодой постановщик представил эскиз по пьесе Михаила Дурненкова "Война еще не началась". "Ленин и дети" стала второй работой Плотникова на сцене ульяновского драматического театра.
Создатели спектакля пригласили зрителей в увлекательное путешествие по временным точкам, которые сейчас кажутся такими далекими. Одна из главных особенностей спектакля в том, что артисты играют самих себя. Александр Лебедев задает тон постановке одним вопросом: "Как взрослому человеку на сцене сыграть ребенка, чтобы не получилось фальшиво?" - и не дожидаясь ответа предлагает решение проблемы - заглянуть в свое детство. На первый взгляд узкая профессиональная тема вовлекла зрителей во временной парадокс, где смешались детские годы современных актеров и реальность 1920-х годов.
Удивительно искренние игры и беседы дошколят, тяжело переживающих смерть Ленина, - сильнее, чем утрату родных родителей, - тесно соприкоснулись с реальными историями актеров. Например, школьник Вова Кустарников рассказал зрителю, как на посвящении в пионеры отдал салют не той рукой, и о мечте получить редкую пластмассовую пионерскую звездочку. Такие детали из жизни погружают в ленинскую эпоху с головой, и, кажется, мастера ульяновской сцены молодеют на глазах. Пионер Миша Петров был свидетелем того, как проучили мальчика, нарисовавшего Ленина в ненадлежащем виде.
Начиная с мелких, но значимых деталей детства, артисты обращаются к более сложным и личным трагедиям, затрагивая невосполнимые утраты и горечь расставания. На сцене в разрезе предстает хронология событий страны от Отечественной войны 1812 года до Чернобыльской катастрофы. Личные воспоминания заслуженных артистов вплетаются в общий поток российской истории и сливаются с воспоминаниями дошкольников 1920-х годов, создавая непрерывную прямую речь нескольких поколений.
Спектакль идет на основной сцене театра. Однако зрителям предоставляется редкая возможность занять места прямо на подмостках. Декорации помогают оказаться в классе советской школы или детского сада. Деревянные парты, окно с крашеной рамой, через которое еле пробивается солнечный свет, а в углу, конечно, - портрет Ленина. Художник Евгения Ржезникова превратила знакомый старшему поколению интерьер в античные руины ушедшего времени.
Спектакль не дает субъективную оценку личности Ленина. Эта история страны устами детей разных поколений, в судьбе которых вождь сыграл значимую роль. Вместе с мастерами на сцену выходят и актерские дети - Борис Андронов, Илья Бухалов, Мария Верягина, Михаил Рокитенец и Полина Сухарева. Именно им отведена роль преемников исторической памяти.