Презентация книги доцента УлГУ Ирины Васильевой "Этика и эстетика театра Ю.С. Копылова (конец 80-х - начало 90-х годов)" вошла в программу Всероссийского фестиваля памяти режиссера. Культурный форум прошел в начале ноября в Ульяновском драматическом театре.
Книга была издана Издательским центром Ульяновского госуниверситета в 2019 году и получила две награды: диплом в номинации "Лучшее научное издание" Всероссийской выставки-ярмарки "Симбирская книга" и диплом Сибирского регионального конкурса "Университетская книга".
С текстом монографии работала редактор Елена Туженкова, дизайнер Наталья Пенькова создала оригинальный художественно-графический макет книги, который напоминает готический храм. Читатель видит фрагменты витражей Кентерберийского собора, гравюру Эдварда Гордона Крэга, изображающую воинственного Гамлета, и читая главу за главой, словно продвигается вглубь вселенского храма, где разыгрывается трагическая театральная мистерия. Обращение к Гамлету неслучайно, этот герой был духовно близок Копылову, который любил Шекспира и "разговаривал" с ним через свои спектакли.
Находясь в театре Копылова как зритель, а потом и как критик, Ирина Васильева стала свидетелем духовно-этической драмы режиссера-философа, которому оказалась близка гамлетовская мировая скорбь. Книга Васильевой стала своеобразной театроведческой стенограммой его постановок.
В основу издания легла дипломная работа автора, защищенная в 1993 году в Санкт-Петербургском институте театра, музыки и кинематографии им. Черкасова, выпускником которого был и Юрий Семёнович. Копылов руководил ульяновской труппой более 20 лет, создав свой неповторимый театр, серьезно повлиявший и на артистов, и на зрителей. "Эпоха Копылова" - так теперь называют время его работы в Ульяновске. Несмотря на значимость личности Юрия Семёновича, книг о его творчестве нет, кроме его собственного небольшого сборника мемуаров.
Первая глава - "Разговор с Мирозданием" - это обзорный анализ творческих экспериментов режиссера, которые он проводил на сценических площадках других городов до приезда в Ульяновск, например, Орла и Владимира. Остальные главы - литературно-критические "портреты" спектаклей "Медея", "Ужасные родители", "Ричард II", "Монархи" и "Освальд".
"Одержать победу над злом можно только изнутри, прорвав круг Любовью. Она и есть Истина, побеждающая безумие мира. Копылов был близок к ней, но в своем театре он остался трагической личностью с печатью духа Гамлета", - считает автор.