Модерн - это целая эпоха в культуре, искусстве и жизни людей рубежа XIX-XX веков. Историки определяют модерн как временную эпоху, искусствоведы считают, что это художественный стиль, а для философов это один из этапов социального развития общества. Сам термин "модерн" переводится с французского как "современный", "новый".
Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х - 1914 год, начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы. В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США - "тиффани", во Франции - "ар-нуво", в Германии - "югендстиль", в Австрии - "сецессион", в Италии - "либерти", в Швейцарии - деловой стиль.
Модерн проник во все сферы человеческой деятельности. Он стал стилем жизни нового, формирующегося под его воздействием общества, создавая вокруг человека цельную эстетически насыщенную среду, выражая содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых нетрадиционных форм и приемов, современных материалов и конструкций.
В этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике. Особенностью модерна стал отказ от прямых углов в пользу плавных изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. "Визитной карточкой" этого стиля стала вышивка Германа Обриста "Удар бича".
Эпоха модерна - время бурного развития печатного и издательского дела в России, где важнейшими центрами литературной и культурной жизни становятся редакции журналов и бессчетные художественные объединения на фоне уходящих в прошлое литературных салонов. Появляются модернистские журналы, на страницах которых разворачиваются нешуточные "баталии" между литераторами.
Вплоть до конца XIX века бытовало убеждение, что основная функция журналов заключается в передаче информации. Художественное качество определялось качеством бумаги, разнообразием шрифтов, количеством и уровнем графических иллюстраций. Все изменилось с приходом модерна. Он полностью изменил представление о прессе, превратив чтение журналов в эстетическое удовольствие и подготовив почву для эпохи "глянца".
К 90-м годам возник своеобразный журнальный бум. Список журналов 90-х годов открывает французский "LaRevueBlanche", он издавался братьями Натансон - известными в то время деятелями культуры. Знаменитый плакат Пьера Боннара в черно-желтых тонах, выполненный в 1894 году и представляющий модно одетую даму, только что приобретшую журнал, являет собой яркий пример рекламной графики модерна.
Издания становились все более роскошными. Во многом эта тенденция утвердилась благодаря деятельности одного из самых сильных мастеров графики модерна - Обри Бёрдсли. Непосредственное участие Бёрдсли принимал в издании знаменитого журнала "Савой".
В конце 1898 года в Петербурге начал выходить "Мир искусства", который был типичным журналом модерна - как по оформлению, так и по характеру и содержанию статей.
Художественная журналистика затронула самые разные страны, что весьма характерно для модерна 90-х годов. Выставка "Эпоха пробуждения" из фондов музея-заповедника "Родина Ленина", посвящена журнальным изданиям начала XX века - "Пробуждение", "Заря", "Жизнь", "Новая иллюстрация", "Синий журнал", "Тут и там", "Журнал для хозяек", "Мир красоты", "Петербургский курьер", "Сказки жизни".
Посетители смогут изучить интересы светских особ той эпохи. Им предстоит познакомиться с любимыми художниками симбирян, рассказами и стихами, модными советами и образами, выкройками и рецептами, рекламными объявлениями, призывающие покупать лекарства от всех недугов, анекдотами, романтическими историями и волнующими темами, требующими обсуждения.