Иногда на свет рождаются люди, которым суждено увековечить свое имя в истории. Именно таким и был Вильгельм Рихард Вагнер, один из величайших композиторов всех времен и народов. Его мощные, пробирающие до самых дальних уголков души произведения и по сей день гремят в концертных залах по всему миру.
Вагнер вошел в историю музыки как реформатор оперы. Его музыкальные драмы, которые он видел как единство слова и музыки, перевернули представление об оперном спектакле и стали образцами синтеза искусств для многих поколений музыкантов. Сочиняя оперы, композитор облачался в одежды, соответствующие тому времени, в котором происходило действие создаваемого им произведения.
Творчество Вагнер рассматривал в первую очередь в качестве способа донести до публики свои философские идеи.
Для идеального звучания "Кольца нибелунга" немец построил в городе Байройт собственный театр, считая, что ни один из уже существующих оперных театров в мире не способен должным образом "звучать".
Рихард Вагнер написал множество трудов по истории и теории искусства.
Особое место в его операх занимают увертюры и прелюдии, которые предваряют сценическое действие и вводят слушателя в образный мир произведения.
17 декабря Ульяновский государственный академический симфонический оркестр "Губернаторский" представит во Дворце творчества детей и молодежи программу к 210-летию композитора, которое отмечается в следующем году. Прозвучат увертюры к двум ранним операм Вагнера - "Летучий голландец" (1841) и "Тангейзер" (1845) - и к поздней опере композитора "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1868).
Во втором отделении программы будет исполнена Симфония №4 "Романтическая" Антона Брукнера. Австрийский композитор, органист и педагог Брукнер познакомился с Вагнером в 1865 году, внимательно изучал партитуры старшего современника и находился во власти его идей. Брукнер достаточно поздно, после 40 лет, стал заниматься композицией, был известен как прекрасный органист и импровизатор.
"Романтическая" симфония - единственная программная симфония Брукнера. Она наполнена возвышенной эмоциональностью, романтикой, картинами природы. В музыке этой симфонии можно услышать отголоски лучших пасторальных партитур XIX века: от Пасторальной симфонии Бетховена до идиллических музыкальных картин Вагнера.