Глава Минобрнауки отметил, что в условиях активного развития азиатского и африканского векторов российских интересов изучение стран Азии и Африки необходимо расширять не только в профильных вузах, но и на базе других образовательных площадок.
"Специальная программа развития востоковедения и африканистики, которую мы разрабатываем, должна отвечать на сегодняшние вызовы. Необходимо, чтобы программа затрагивала вопросы и образования, и исследований, а также включала большой культурологический и гуманитарный пласт. Проделана предварительная работа, но есть предметы для обсуждения в плане изучения редких языков, программ стажировок и создания соответствующих центров преподавания", - указал Фальков.
На встрече были рассмотрены материалы по актуальному распределению образовательных программ и преподаваемых языков, трудоустройству выпускников, научной активности востоковедов и африканистов.
Для модификации образовательного вектора предлагается создание системы вертикально-интегрированной подготовки школа-вуз-работодатель, открытие ресурсных центров и региональных хабов на базе университетов, экспертно-аналитических центров по актуальным проблемам изучения и взаимодействия со странами Азии и Африки, учреждение экспертной ассоциации, проводящей оценку качества программ преподавания в вузах и школах.
Следующее совещание состоится в январе. Участники договорились подготовить программу с поэтапным планом внедрения.
Рабочая встреча стала логическим продолжением совещания попечительского совета Института стран Азии и Африки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, которое состоялось в октябре. Совет обсудил вопросы модернизации методологии и подходов в обучении специалистов по регионам Азии и Африки для их дальнейшей проработки.
В Минобрнауки предлагают устранить административные барьеры для участия вузов и компаний-партнеров в реализации сетевой формы образовательных программ. Соответствующий проект приказа размещен на сайте правовой информации.
Сетевая форма обучения позволяет студентам осваивать отдельные части образовательной программы - предметы, курсы, дисциплины (модули), практики - с использованием учебной базы нескольких вузов, включая иностранные. При необходимости механизм дает возможность задействовать ресурсы компаний-работодателей.
Такое взаимодействие способствует повышению качества и доступности высшего образования, расширению осваиваемых компетенций, предлагаемых университетами, делается упор на практико-ориентированный подход в подготовке специалистов.
Проект приказа вносит изменения в действующий порядок реализации сетевой формы обучения с целью устранить административные барьеры. Инициатива позволит исключить ограничения, препятствующие развитию междисциплинарных образовательных программ. В частности, в документе уточняется определение организации-участника. Согласно новой редакции вуз или компания вправе реализовывать сетевую программу или ее часть и предоставлять свои материально-технические ресурсы для ее реализации. Предприятие-работодатель, вправе осуществлять и образовательную деятельность по сетевой программе.
На пленарном заседании I Всероссийского форума стартап-студий обсудили роль университетского технологического предпринимательства на карте инновационного развития страны до 2030 года. Годом ранее Правительство РФ утвердило два федеральных проекта - "Платформа университетского технологического предпринимательства" и "Передовые инженерные школы", которые вошли в перечень 42 инициатив социально-экономического развития.
Особое внимание в ходе заседания уделили реализации проекта в регионах. Одним из первых итогов реализации федерального проекта по технологическому предпринимательству стало объявление победителей программы "Студенческий стартап". Тысяча студентов получили по 1 млн рублей на создание и развитие своих бизнес-идей.
В 2021 году в вузах запущена 151 акселерационная программа. Открыты 60 "Предпринимательских точек кипения", на базе которых состоялось более 2 тысяч мероприятий, участие в них приняли более 58 тысяч человек. Отобраны 20 вузов-победителей, в которых в этом году будут созданы стартап-студий. Кроме того, проведено более 300 тренингов предпринимательских компетенций. Сертификаты о их прохождении получили более 25 тысяч человек.
Федеральный проект "Платформа университетского технологического предпринимательства" направлен на развитие предпринимательских компетенций у представителей вузовской среды. Ключевой показатель федерального проекта - вывести в экономику из университетов 30 тысяч технологических предпринимателей к 2030 году.
I Всероссийский форум стартап-студий прошел в Москве, в нем приняли участие более 1,5 тысяч человек из 64 регионов. Среди них победители конкурса "Студенческий стартап", основатели отечественных стартапов, сотрудники российских вузов, руководители технологических компаний, представители власти.