История последнего двадцатилетия показала сложность
развития российского общества. Резкий переход
от планового хозяйства к рыночному, сопряженный
с коррупцией, значительное имущественное расслоение,
низкий уровень жизни свидетельствуют о наличии
системного кризиса общества и государства.
Первостепенная задача цивилизации современности – это инвестиции в человека, образование и науку. Но она выполнима при условии, что государство определится в отношении идеологии высшей школы. Споры, которые идут вокруг судьбы образования в России, имеют много аспектов. Объективный методологический анализ свидетельствует о том, что мы имеем дело с множеством "образований". В сегодняшней России функционируют около 1200 вузов, выпускающих специалистов в области юриспруденции. Появление такого количества учебных заведений объясняется либерализацией всей социально-экономической и политико-правовой жизни нашего общества. Логика государства 90-х годов прошлого столетия исходила, по всей видимости, из мнения: достаточно увеличить количество вузов и выпускников-юристов, и это автоматически отразится на правовой культуре, снижении уровня правонарушений, позитивно повлияет на процесс формирования правового государства, защиту прав и свобод человека и гражданина, установление цивилизованных рыночных отношений... За истекший период времени ситуация кардинально не изменилась.
Таким образом, сегодня обнаруживается настоятельная потребность в том, чтобы профессионально и объективно обсудить вопросы состояния и дальнейшего пути высшей школы и социальной ответственности государства в сфере развития юридического образования в современной России. Нельзя не видеть, что существующая система высшего юридического образования оказалась неготовой к новым запросам как по количеству, так и по качеству выпускаемых специалистов. Предположу, что юридическое сообщество нынешней России базируется на псевдолиберальных ценностях, ориентировано на обслуживание узкогрупповых интересов. Современный же юрист в силу своего предназначения призван искать и находить пути и средства реализации принципов, на которых основаны государство и право, повышать эффективность их функционирования. На этой идее и следует строить образование и воспитание будущих служителей Фемиды.
Настало время радикально пересмотреть наши представления о якобы преимуществе либерализации общественных отношений, полном уходе государства из экономики, здравоохранения, образования и других сфер социальной жизни, делая при этом ставку на саморегуляцию. Было бы большой ошибкой и сегодня отождествлять всякое государственное регулирование с утверждением бюрократии и администрирования.
Какие бы изменения ни происходили в нашем обществе, нельзя отходить от тех традиций, которые наработаны предыдущими поколениями. Об этом следует помнить хотя бы потому, что практическая деятельность судов, прокуратуры, полиции, других юридических ведомств и служб тесно переплетается с этическими, нравственными аспектами, характеризующими действия, поступки юристов. В условиях радикальных рыночных реформ на месте системы национального юридического образования сложилась эклектика квазиюридического просвещения, и это не отвечает потребностям общества. Перепроизводство выпускников с дипломом специалиста, бакалавра, магистра в конечном счете дискредитирует профессию.
Современное Российское государство обязано быть социально ответственным и в деле подготовки современных юристов. Критерием образования должны стать нравственные и гуманистические принципы формирования нового мировоззрения юристов.
Николай АРЗАМАСКИН,
заведующий кафедрой теории и истории государства
и права Ульяновского государственного университета,