Павел Фартуков окончил отделение актёрского мастерства
Ульяновского государственного университета
совсем недавно – в 2011 году. Поверхностному взгляду
может показаться, что его карьера стремительна и легка.
Ведь за совсем короткое время он состоялся как киноактёр
и сумел реализовать свои способности
и на театральной столичной сцене…
Уже почти три года Павел является актером московского театра "Кураж", параллельно успел сняться в ряде сериалов и полнометражных фильмов. В действительности состоялся он как творческая личность не сразу. К театру и серьезному кино нужно было прийти. И путь не был легким. По словам Павла, в его жизни "всегда было много проектов – интересных и не очень". Реализовывать самые интересные он начал в студенческие годы: "Уже на первом курсе сыграл в одном спектакле в нашем Ульяновском драматическом театре, на втором курсе уехал в Москву, начал понемногу сниматься в сериалах. Попал на главную роль – это практически год съемок. Потом вернулся доучиваться… и снова Москва. А позже уже театр".
Несмотря на молодость Павла, о нем уже сегодня говорят как об актере очень яркого, запоминающегося образа, называют личностью захватывающих контрастов. Эти бесспорные свои качества актер воплощает не только на экране, но и на театральной сцене. Видимо, именно в этом причина интереса Фартукова к необычному театру – "Кураж". Это экспериментальный, первый в России детский интерактивный театр, девиз которого звучит и привлекательно, и задорно: "Всегда искренне и никогда не скучно". Театр тоже молод, но уже получил известность и признание. О нем заговорили после победы на конкурсе "Кубок юмора" в 2002 году. Режиссером театра является Михаил Долоко, который известен и как популярный шоумен.
…Эксцентрика, фарс, пантомима, пародия, клоунада, комедия dell artе, мюзикл, шоу и много-много чего еще. И что более всего приводит юных зрителей в восторг – обязательные бои на подушках в конце каждого спектакля, как утверждение главного и уже не только театрального принципа "оказывается, можно не только то, что разрешено".
Играть в таком театре действительно может не каждый. Но Павел Фартуков работает именно здесь. Одновременно снимается в кино. На его счету роли в нескольких сериалах. Драма, мелодрама, боевик – такие жанры своего сегодняшнего репертуара указал Павел в своей анкете.
Он учился на актерском отделении Ульяновского государственного университета (мастерская Юрия Копылова и Зои Самсоновой). Первую кинороль сыграл в возрасте двадцати лет – в сериале "Невидимки". Сейчас молодому актеру всего лишь 24 года. Лауреат, обладатель Гран-при межрегионального театрального фестиваля "Надежда" 2009 года уже снялся в восьми фильмах, имеет солидный список театральных работ: Маттео в "Дульсинее Тобосской ", Миронов в "Днях нашей жизни", Жевакин в "Женитьбе", Монархист в "Порнократии", Скрипач в пьесе Brutal Mozart.
Его киноработы пока связаны по преимуществу с киносериалами. Сниматься актер начал с 2007 года. За это время многие запомнили его в сериалах "Маргоша", "Невидимки", "Универ. Новая общага", "Говорит полиция". Особой творческой удачей актера стала роль Хлебникова в "Поединке" по повести Куприна в этом году. Недавно Фартуков снялся и во французской картине "Поиск". Скоро нас ждет знакомство с его новыми работами – в фильмах "Неприкасаемая" и "Дед Мазаев и зайцы".
Молодой актер, родители и многие друзья которого живут в Ульяновске, часто приезжает в родной город. Очень тепло вспоминает о студенческих годах и своих первых наставниках. Время студенчества Павел называет "временем познания себя, временем открытий и наблюдений". А на вопрос " Кто научил вас мастерству?", отвечает: "Зоя Михайловна Самсонова и Юрий Семенович Копылов. Еще, конечно, огромное влияние на меня оказала творческая атмосфера работы в нашей студенческой группе".
– Довольны ли вы выбором своей профессии, карьерой?
– Да, абсолютно доволен, ничем другим я заниматься не хочу. Я служу в хорошем театре, развиваюсь, познаю себя. Одновременно перешел на формат хорошего полнометражного кино. В последние два года работаю с очень талантливыми режиссерами. Думаю, что главное в жизни – мечтать и трудиться, и тогда все получится. Давно мечтал попасть в кино – попал. Начинал с сериалов, потом работал в двух проектах у Малюкова: "Поединок" и "Распутин". Очень интересным оказался опыт работы с Андреем Сильвестровым. Проект назывался "Бирмингемский орнамент", и он получил специальный приз Римского кинофестиваля в номинации "Экспериментальное кино".
Участвовал также в реализации талантливого кинопроекта Валерия Харченко – он ученик самого Герасимова и работал на съемке многих фильмов Андрея Тарковского. С восторгом слушал его рассказы об этом. Фильм, к сожалению, в нашей стране пока так и не вышел в прокат, был положен "на полочку", хотя за рубежом мы получили за него награды на кинофестивалях Европы. Нельзя не сказать об Алексее Учителе. Его отношение к исходному кинопроекту всегда очень трепетное, ответственное при всем его кажущемся внешнем спокойствии, поэтому весь процесс съемки фильма – на высшем уровне. Ну а самые яркие впечатления были у меня от работы с Мишелем Хазанавичусом (режиссер фильма "Артист", получившего премию Оскара). Во время съемок я понял, насколько различаются русский и зарубежный кинематограф, был удивлен, что все бывает так слаженно и четко. Подробностей до официальной премьеры говорить не могу, но фильм уже показали на Каннском кинофестивале, и он вызвал споры критиков.
…Всегда возникают такие моменты, когда ты в одно мгновение озаряешься мыслью о том, что вот она – Профессия, и так нужно работать, чувствовать, существовать на сцене или в кино. Но потом понимаешь, что это лишь маленькая и крохотная истина, но никак не итоговое открытие... Актерская профессия очень многогранна и собирается по крупицам. Самое главное – уметь понимать, где ремесло, а где искусство, и никогда это не путать. В искусстве нет правильного и неправильного как конечного итога, а надо постоянно искать правильное и уметь отказаться от неправильного.
– Есть такое мнение в актерской среде, что для актера важен талант, а образование вторично. Согласны?
– Безусловно, профессиональная школа нужна, она дает стержень и опору – то, от чего отталкиваешься. Актерское обучение открывает грани, без которых невозможно работать в дальнейшем. Основная задача актерской школы – научить человека познанию и проявлению своего высшего творческого Я, а это происходит постепенно. Я только сейчас начал что-то в этом понимать. Ведь самораскрытие актера во многом связано с тем, чего от него ждет режиссер. Я работал за последние четыре года со многими режиссерами, и каждый по-своему видел меня как актера. Мне важно было не утратить собственное понимание себя как личности, а этому меня уже научили мои наставники и учителя.
– Что для вас означает понятие "успешный человек"?
– Успешный человек – это счастливый человек. Счастливый настолько, что он готов этим счастьем делиться со всеми, передавать его другим. Воспитывать и учить, чтобы сделать человека счастливым – самое прекрасное, что может быть. И в этом очень может помочь искусство.
– Какова ваша личная шкала ценностей?
– Самое главное – быть честным по отношению к себе и окружающим. Очень ценно понять себя, почувствовать правду, пытаться любить мир, каким бы он ни был, питать окружающих надеждой на то, что есть и светлое, к которому нужно стремиться.
– Как вы считаете, на каком этапе сейчас ваша карьера?
– Все идет так, как нужно: из-за неприятностей не расстраиваюсь, удачам радуюсь. Главное – ко многому стремлюсь и развиваюсь.
– Что вы ждете от завтрашнего дня?
– Что мои работы в театре и кино смогут хоть капельку повлиять на сегодняшнего зрителя, на чистоту его помыслов – самое главное, что может быть в жизни у любого из нас. Если я дам кому-то своим актерским трудом "светлое зернышко" и заставлю задуматься – я буду счастлив. Для этого и нужна актерская профессия: всколыхнуть окружающий "гипноз" своим небольшим Я.