В столице открылась выставка, посвященная 175-летию одного из крупнейших художников эпохи расцвета русского искусства – последней трети XIX и первых десятилетий XX века.
На выставке представлены более 150 произведений из 14 российских музеев и частных собраний, в том числе две картины из коллекции Ульяновского областного художественного музея. Эти работы занимают важное место в масштабной экспозиции, развернувшейся в залах Новой Третьяковки на Крымском валу.
Архитектурная композиция "Храм Юпитера в Баальбеке" (1882) размещена в разделе "Первое путешествие". В это время Поленов продолжал поиски материалов для своей картины "Христос и грешница", над замыслом которой он работал с 1872 года. Художник изъездил те места, где, согласно Библии, прошел Иисус Христос, посетил Сирию, Египет, Палестину. На территории, которая сегодня принадлежит Ливану, он запечатлел величественные руины храма Юпитера в Баальбеке, одного из самых грандиозных сооружений на планете. Заложенный в конце последнего столетия до новой эры, храм был достроен римлянами в 60-е годы новой эры.
Другое произведение из Ульяновска "Поселился в Капернауме Приморском" ("Палестинский этюд") оказалось в центре экспозиции, где собраны картины цикла "Из жизни Христа". Над последним художник работал в 1890-1900-е годы.
Удивительная красота и умиротворенность пейзажа, безмятежная синева пространства Генисаретского озера надолго останавливают зрителей. Они не видят лица Сына человеческого, но чувствуют его присутствие. Глубокое чувство гармонического сосуществования мира природы и людей выражено художником с помощью совершенных живописных средств.
Само название картины отсылает нас к евангельскому тексту: "И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых" (Евангелие от Матфея, 4:13). Поленов писал: "Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа". Эту любовь художник в полной мере выразил в своих творениях.
"Если бы я не стал художником, то композитором – обязательно", – говорил Поленов. Музыка его живописи – в каждом полотне, начиная с дипломного "Воскрешения дочери Иаира". Ровесник и однокурсник Репина. По окончании Академии художеств они вместе отправились в наградную поездку в Париж. Но если Репину досталась страсть, то Поленову – гармония.
Василий Дмитриевич происходил из очень известной аристократической семьи, его прадедом был знаменитый архитектор Николай Львов, построивший Торжок, дедом – генерал, герой войны 1812 года. Творчество отличают особенные благородство и артистизм. И он сам был невероятно артистичным. Страсть к театру спасла в революцию. 1917 год аристократ встретил в своем "поместьице", где придумывал для окрестных детей световой театр-диораму "Путешествие вокруг света". Революционно настроенные мужики не решились жечь усадьбу, где делали костюмы для их деревенских театров. А потом и вовсе выдали индульгенцию – "пусть Поленовы здесь живут, они ничего плохого нам не сделали".
Официальный живописец ставки цесаревича на русско-турецкой войне и один из первых народных художников Советской России – такая большая жизнь и такая простая и чистая идея.
Художник, архитектор, композитор – поистине универсальный талант Поленова подарил миру еще и блистательных учеников: Коровина, Левитана. Василий Дмитриевич говорил, что искусство "должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит".