Конец сороковых. Писательница Ширли Джексон (Элизабет Мосс) недавно зарекомендовала себя как мастер хоррора рассказом "Лотерея" – там в американском городке ради хорошего урожая раз в год камнями забивают жителей. После публикации от "Нью-Йоркера" пачками начали отписываться читатели, а на Джексон полился поток гневных писем. Ее это, впрочем, заботит не сильно – писательница живет с мужем Стэнли Хэймоном (Майкл Сталбарг из "Зови меня своим именем" и "Серьезного человека") в Беннингтоне, где Хэймон – именитый литературный критик – преподает в колледже, пьет, почти не выходит из дома и работает над новым романом "Повешенный" об убийстве местной студентки. Хэймон очевидно изменяет жене, постоянно критикует ее работу, но при этом способен поднять ее с кровати. Ситуацию в писательской паре усугубляет временный переезд в дом протеже Хэймона – Фреда Немзера – вместе с женой Роуз, которую Ширли сперва ненавидит, а потом начинает видеть в ней себя.
Экранизация наполовину биографического, наполовину вымышленного одноименного романа о жизни Джексон – лихая психологическая драма (исполнительный продюсер – Мартин Скорсезе), переосмысляющая жизнь классика хоррора.
"Человеческий голос"
Купив топор в магазине инструментов, красивая женщина (Тильда Суинтон) возвращается в свой лофт. Там ее ждут чемодан и встревоженный пес Дэш. Оба остались без мужчины, которого в доме – и в кадре – нет. Раздается звонок. Женщина берет трубку. Практически короткоме-тражка – фильм длится всего полчаса, – которой Педро Альмодовар дебютирует в англоязычном кино.
Вольная интерпретация пьесы с тем же названием, которую Жан Кокто написал в тридцатые под впечатлением от жалоб актрис на то, что драматурги и режиссеры не дают им право голоса. Моноспектакль имени грандиозной Тильды Суинтон, великого испанского оператора Хосе Луиса Алькайне, окрашивающего кадр в красный, синий и зеленый цвета, и самого Альмодовара, который давал своим актерам голос всю карьеру (и уже цитировал пьесу Кокто в "Женщинах на грани нервного срыва").
"Манк"
Потомок немецких евреев-иммигрантов Герман Манкович был собкором Chicago Tribune в Берлине, имел славу "самого остроумного человека в НьюЙорке", а в середине двадцатых попал в Голливуд и в тридцать с небольшим стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых сценаристов в мире. "Тут миллионы можно зарабатывать как нечего делать, – писал он своему другу и коллеге Бену Хехту, пытаясь убедить его переехать в Лос-Анджелес, – а единственные твои конкуренты – идиоты". Хехт согласится и станет легендой Золотого века Голливуда. Манкович – для друзей просто Манк – сдуреет от денег, начнет пить и играть. Потом войдет в доверие к могущественному газетному магнату Херсту и быстро его потеряет, очень из-за этого расстроится, а в конце тридцатых, прикованный к кровати после ДТП, напишет по заказу молодого режиссера из Нью-Йорка Орсона Уэллса сценарий о могущественном газетном магнате от лица тех, кто его знал. Черно-белый фильм Дэвида Финчера о сценаристе "Гражданина Кейна" – драма о человеке, который взялся отомстить взрастившей его индустрии, а в итоге написал ее гимн.
"Семейка Крудс: новоселье"
Сиквел анимационного фильма 2013 года. Крудсы отправляются на поиск нового жилья в мире, где кругом подстерегает опасность. Глава доисторического семейства считает, что жилье должно быть не только удобным, но и безопасным. Неожиданно именно такое место они и находят. Но там уже живет другая семья, Беттерманы. Их домики располагаются на деревьях, а выживать им помогают хитрые изобретения. Беттерманы принимают Крудсов в качестве гостей и новых жителей их поселения, но уже вскоре между ними начинают происходить конфликты…
"Звук металла"
Барабанщик Рубен (Риз Ахмед) играет в группе вместе со своей девушкой Лу (Оливия Кук). Во время очередного концерта он неожиданно теряет слух – как выясняется, только временно. По крайней мере, пока. Врачи говорят, что со временем слух у Рубена может пропасть полностью – в теории это может исправить операция, но на нее у пары, живущей в доме на колесах, нет денег. Лу находит для Рубена что-то вроде интерната для тех, кто теряет или уже потерял слух. Им управляет ветеран Вьетнама Джо (Пол Раджи), который со знанием дела говорит Рубену, что свою красоту можно найти и в тишине.
Режиссерский дебют сценариста Дариуса Мардера ("Место под соснами"), который он написал вместе со своим братом Абрахамом, – вторая за год (после "Откуда ты родом" – тоже про музыку) заявка Риза Ахмеда на Оскар. Плюс – впечатляющая, что немудрено, работа со звуком, выполненная саунд-дизайнером "Гравитации" Николасом Беккером.
"Неадекватные люди 2"
Через десять лет после того, как спокойный – правда, только с виду – журналист Виталий (Илья Любимов) влюбился в буйную, тоже только с виду, соседку Кристину (Ингрид Олеринская), прошло десять лет. За это время они поженились, Виталий сменил работу, Кристина стала домохозяйкой, начала подозревать мужа в неверности и теперь сама ходит к психотерапевту-балаболу (Евгений Цыганов), к которому некогда ходил ее супруг. Терапевт советует ей разнообразить жизнь – например, найти работу. И вообще взбодриться. "Мы же нормальные люди". Десять лет назад бывший продюсер "Би-би-си" Роман Каримов дебютировал с первыми "Неадекватными людьми" и случайно зафиксировал появившийся наконец российский средний класс – со всеми его чаяниями, бессмысленными работами, терапевтами и попытками найти себя. Критикам тогда казалось, что он выдает желаемое за действительное – но теперь понятно, что Каримов на самом деле был прав (тогда это подтвердили и кассовые сборы). Тогда его герои только начинали жизнь – а теперь уверенно двигаются к кризису среднего возраста. Вероятно, 36-летнему режиссеру есть что сказать на этот счет.
"Фестиваль Рифкина"
Морт Рифкин (ветеран Уоллес Шоун), мужчина пенсионного возраста и с неясной, но скорее всего творческой профессией, сопровождает свою жену Сью (Джина Гершон) на кинофестиваль в СанСебастьян, где она "занимается прессой". Тепло, красиво, к тому же Морт давно уверен, что Сью изменяет ему с молодым режиссером Фелипе (Луи Гаррель).
Вуди Аллена в эпоху #MeToo не то чтобы отменили совсем – все обвинения против него если и доходили до судов, то там и разваливались, – но просто оставили на обочине культуры. Проект мечты "Дождливый день в Нью-Йорке" положили на полку, часть актеров от режиссера отреклись, мемуары отказывались публиковать – а когда-таки опубликовали, их разнесла критика. Что не мешает 85-летнему режиссеру продолжать снимать новые фильмы – пусть без особых звезд (хотя в "Фестивале" заявлен Кристофер Вальц – в роли Смерти) и в Европе – и даже выпускать их в прокат. На самом фильме это, скорее всего, сказалось не сильно, но "Фестиваль" явно отправится туда же, куда и, допустим, "Иррациональный человек" – то есть вряд ли на полку с лучшими вещами позднего Аллена вроде "Жасмин".
"Чудо-женщина: 1984"
У войны женское лицо – осенью и Marvel, и DC выпускают по фильму о женщинах-супергероях. И в том, и в другом случае авторы оттаптываются на кинонаследии 80-х: но если "Черная вдова" по понятным причинам вдохновлена параноидальными политическими триллерами времен холодной войны, то вновь ставящая "Чудо-женщину" Кэрол Дженкинс просто устраивает ностальгическую дискотеку под New Order. Почему бы и нет.
"Душа"
У джазового пианиста Джо Гарднера (Джейми Фокс) все хорошо. Еще вчера он преподавал в школьном оркестре в нью-йоркской средней школе, а сегодня успешно прошел прослушивание на работу мечты – в биг-бэнде прославленной саксофонистки (Анджела Бассетт). Круто? Круто. Вот только по пути домой он провалился в канализационный люк и умер. И в результате какой-то ошибки вместо загробной жизни он попадает в догробную, где новым душам присваиваются личности. По "Душе", навязчивые идеи – наряду с такими чертами, как отчужденность или любопытство – формируются не после, а до рождения. Каждая душа, прежде чем спуститься в человеческое тело, должна найти свою искру – то, чем человек увлечется в жизни. Пытаясь разобраться в этом очередном пиксаровском бюрократическом мирке, Джо найдет смысл жизни – и заодно способ вернуться на Землю.
"Пугало"
В якутской деревне пропадает девочка. Поиски результатов не дают – и тогда местные, а затем и полиция, обращаются к Пугалу (певица Валентина Романова-Чыскыырай) – сильно пьющей женщине за сорок, имеющей репутацию знахарки. Третий фильм школьного учителя Дмитрия Данилова – представителя самобытной (и довольно успешной) якутской кинематографии. Одновременно страшный и смешной, мистический детектив взял главный приз на "Кинотавре" – в год, когда жюри возглавлял режиссер Борис Хлебников. "Я просто не понимаю, как сделан этот фильм и по каким законам он работает, – сказал он. – Мы проголосовали за него единогласно, это был однозначный фаворит".
"Кто-нибудь видел мою девчонку?"
В конце восьмидесятых студентка Ленинградского института театра, музыки и кинематографии Кира (Анна Чиповская) идет брать интервью у молодого киноведа и сценариста Сергея (Александр Горчилин). Тот незадолго до этого приходил в ее институт с лекцией о кино, которого вдруг стало очень много. Скоро они поженятся, Ленинград снова станет Петербургом, кино станет еще больше, как и наркотиков, музыки, жизни, любви и смерти. В 1997-м Кира разведется с Сергеем и уедет в Москву. Через полгода он умрет. Наркотики. В начале десятых Кира (Виктория Исакова) – повзрослевшая и сделавшая серьезную карьеру в медиабизнесе – живет где-то на побережье во Франции, сидит у окна, вспоминает юность и пишет своему первому мужу письма. Слишком много у нее осталось к нему вопросов. Слишком мало они успели обсудить.
Экранизация одноименной автобиографической книги Карины Добротворской о ее браке с кинокритиком Сергеем Добротворским за авторством режиссера Ангелины Новиковой ("Велкам Хом") – история прежде всего о том, как любовь к кино меняла жизни – и не всегда в лучшую сторону.