– В 1988 году был основан Ульяновский госуниверситет, а в 1990-м появились первые четыре гимназии в городе, в том числе и наша. И с 1995 года у гимназии и вуза завязалось очень интересное и плодотворное сотрудничество. Первым его направлением стало проведение традиционных совместных олимпиад. Кроме того, университет ведет кропотливую работу с потенциальными абитуриентами. На протяжении многих лет мы организуем педагогические советы и Дни здоровья на базе санаторно-оздоровительного комплекса УлГУ "Чайка". В конце 90-х мы наряду с другими партнерскими школами УлГУ вошли в состав университетского комплекса и начали реализовывать совместные проекты по довузовской подготовке. Мы создали профильные классы, их на сегодня восемь – четыре десятых и четыре одиннадцатых по четырем направлениям: гуманитарному, социально-экономическому, информационно-технологическому и естественнонаучному. Разовые занятия профессоров УлГУ со школьниками имели к тому времени постоянный характер. В 2014 году было принято решение, что все директора и завучи школ должны получить высшее экономическое образование – "менеджмент". И в этом университет поддержал нас, мы проходили обучение на базе УлГУ.
Сотрудничество вышло на новый уровень в прошлом году: совместно с университетом мы создали единственный в области юридический класс, где преподаватели во главе с деканом юридического факультета УлГУ Сергеем Юрьевичем Морозовым преподают базовые университетские предметы юридического профиля. Педагоги УлГУ проводят с нашими учениками профильные занятия, в конце семестра ребята сдают зачет. В ближайшее время мы планируем расширить сотрудничество по всем четырем профилям. Преподаватели из УлГУ вместе с нами будут готовить детей и к выпуску, и к поступлению в университет. Также рассматриваем вопрос о создании университетской гимназии. Как всегда, такой важный процесс не обходится без некоторых трудностей организационного плана, но, думаю, они преодолимы. Помимо всего этого, в нашем учебном заведении есть кабинет профориентации, где педагог проводит занятия, рассказывает об Ульяновском госуниверситете и специальностях вуза.
– Как определялись профили классов? И как происходит распределение учеников?
– Мы старались сделать так, чтобы дети не столкнулись с проблемой смены учебного заведения из-за необходимости более углубленного изучения нужных им предметов, дали им свободу выбора всех основных направлений. Ориентировались и на специальности, представленные в УлГУ. В распределении по профилям есть два критерия – желание ученика и его возможности. Иногда на профиль желающих больше, чем мест, – тогда учеников отбирают по конкурсу, в котором принимают участие девятиклассники как нашей гимназии, так и других школ. Наши ребята конкурентоспособны, мы очень серьезно готовим их к этому, и они успешно проходят испытание.
– Много ли выпускников гимназии поступает в УлГУ? Какие специальности обычно они выбирают? Назовите наиболее успешных.
– Мы стабильно входим в тройку школ с наибольшим количеством выпускников, поступивших в госуниверситет. Каждый год, по сути, мы отдаем в УлГУ целый класс – 25-27 человек. Наши выпускники учатся на самых разнообразных специальностях, невозможно выделить что-то одно. Если говорить об успешных выпускниках, сразу приходит на ум декан гуманитарного факультета УлГУ Сергей Митин.
– С какими сложностями сегодня сталкивается школа при профориентации?
– Одна из самых серьезных проблем – степень влияния родителей на своих детей. Родители, в силу своего авторитета, оказывают решающую роль в выборе профиля обучения. И в связи с этим часты случаи ошибок. Дети отказываются учиться по профилю, выбранному родителями. Более того, не всегда совпадают способности и желания ребенка. Бывает, что девятиклассники делают выбор "за компанию", а потом разочаровываются. Иногда дети выбирают профиль по классному руководителю. В десятых классах бывают случаи, когда родители просят перевести своего ребенка на другой профиль. С этого года мы планируем начать предпрофильную подготовку в девятых классах. Дети должны более осознанно подходить к выбору профессии.