Ульяновский государственный университет, созданный
как филиал Московского государственного университета
имени М.В. Ломоносова, с первых лет существования
по примеру своей AlmaMater начал формировать
эффективную систему довузовской подготовки
школьников – систему отбора, сопровождения
и поддержки талантливых и одарённых детей.
В школах города создавались специальные классы с профильным уклоном, в которых наряду с учителями работали и преподаватели университета, помогая школьникам не только более глубоко изучить тот или иной предмет, но и значительно лучше подготовиться к поступлению в вуз. Именно в этот период был наработан первый положительный опыт профориентационной деятельности и заложены замечательные традиции работы со способными школьниками, подтвердившие свою эффективность.
История плодотворного сотрудничества с лицеем физики, математики и информатики №40 при УлГУ (в прошлом общеобразовательной школы №40 г. Ульяновска) насчитывает несколько десятилетий. В 1989 году именно на базе этого образовательного учреждения были набраны первые в Ульяновске физико-математические профильные классы, куда ребята поступали, пройдя серьезный конкурсный отбор. С тех пор и по настоящее время в профильных классах лицея № 40 работают преподаватели Ульяновского государственного университета. Выбранная двадцать лет назад система углубленного изучения физико-математических дисциплин за счет активного участия в образовательном процессе профессорско-преподавательского состава университета – бесспорно доказала свою эффективность. Однако изменения в стандартах обучения диктуют необходимость изменения методических подходов в их реализации. Одно из таковых "ноу-хау" – создание базовых кафедр университетов на базе общеобразовательных учреждений. Открытая на базе лицея физики, математики и информации №40 базовая кафедра педагогики физико-математического и информационно-технологического образования – положительный пример консолидации усилий вузовского и школьного профессиональных педагогических сообществ, направленных на формирование образовательных компетенций у обучающихся. Результатом эффективной работы лицея в содружестве с УлГУ может служить тот факт, что абсолютное большинство выпускников лицея №40 ежегодно успешно сдают ЕГЭ по выбранному профилю и поступают в престижные вузы не только Ульяновска, но и других регионов Российской Федерации.
Третье тысячелетие – время постоянных изменений социально-экономических условий жизни общества, ставит перед системой образования новые задачи, в том числе по разработке и внедрению эффективных форм и методов предуниверситетской подготовки школьников. Это, в первую очередь, связано с созданием в вузе новой образовательной структуры – университетского лицейского класса, главная цель которого – дать возможность способным детям получить знания, выходящие за рамки традиционной школьной программы, а также создать необходимые условия для развития у учащихся как творческого отношения к процессу обучения, так и к раннему приобщению к научно-исследовательской деятельности.
Университетские лицейские классы и лицей физики, математики и информатики №40 при УлГУ составляют вершину "пирамиды", которая, в некотором роде, может олицетворять сложившуюся высокоорганизованную и эффективную систему довузовской подготовки школьников. Для дальнейшего устойчивого существования и развития эта "пирамида" должна иметь прочное основание, укрепляющееся и расширяющееся за счет систематической работы факультетов университета в школах Ульяновска и области. В настоящее время ведется работа по расширению областей сотрудничества с гимназией №33, как базовой гимназии УлГУ. В стадии подготовки находится договор со школой №6 по созданию на ее базе информационного лицея при УлГУ. Постоянно совершенствуются формы работы с учащимися профильных классов в лицее № 20, гимназиях № 30, 34, 44, 65, в школах № 63, 86 и других образовательных учреждениях Ульяновска и Димитровграда.
Для работы в лицейский классах привлекаются опытные преподаватели соответствующих кафедр, неоднократно участвовавшие в подготовке и проведении ЕГЭ и вступительных экзаменов, заинтересованные в качестве знаний школьников и ответственные за результаты своего труда. Обучение в этом случае является альтернативой частному репетиторству и делает вполне доступным поступление в вуз молодых людей с разным уровнем школьной подготовки. Кроме этого налаживаются учебные и методические контакты между преподавателями вуза и школьными учителями, совершенствуются формы и технологии обучения, проводятся семинары по обмену опытом. УлГУ организует предметные олимпиады, на которых учитываются требования к итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений, а также правила приема в вуз. Как подтверждает многолетний опыт, совместная деятельность школьных учителей и преподавателей вуза положительно влияют на успеваемость сегодняшних школьников, а в будущем – на успеваемость студентов.
Профориентационная работа ведется не только со старшеклассниками, но и с учащимися средних классов. Так, например, для школьников 5-6-х классов специалисты Центра интернет-образования УлГУ наладили работу сети "код-классов" – клубов (кружков) по изучению программирования – ключевой компетенции XXI века. В этой программе участвуют 87 школ города и области. Здесь ребята в увлекательной и доступной форме постигают мир программирования, применяют полученные навыки и знания для реализации своих идей, чтобы в дальнейшем продолжить образование в ИТ-сфере.
Системная работа со школьниками, привлечение их к проектной деятельности, к участию в олимпиадах и творческих конкурсах, развитие сети профильных классов безусловно способствуют решению задачи повышения уровня подготовки учащихся и отбора абитуриентов, способных осваивать вузовские программы и в дальнейшем вносить свой вклад в модернизацию экономики нашего региона и страны в целом.