Исторический путь техникум начал в 1944 году в качестве вечернего при Ульяновском автомобильном заводе (УльЗиС). Предприятие было создано на базе эвакуированного в наш город в начале Великой Отечественной войны московского Завода имени Сталина. Организации учебного заведения предшествовали решение Государственного комитета обороны СССР от 10 ноября 1943 года и приказ народного комиссара среднего машиностроения СССР от 14 ноября 1943 года о создании вечернего автомеханического техникума при УльЗИС. Приказ по Главному управлению автозаводов имени Сталина и Главному управлению учебных заведений НКСМ СССР от 22 ноября 1944 года определил список специальностей - "холодная обработка металлов", "ковочно-штамповочное производство", "литейное производство" - и дату начала занятий с 15 марта 1944 года.
При поступлении в Ульяновский автомеханический вечерний техникум выполнялись следующие правила: возраст обучаемых - от 14 до 25 лет (на вечернее отделение без отрыва от производства - без ограничения возраста); образование - 7 или 10 классов средней школы; экзамены для поступающих: русский язык (устно и письменно - диктант), математика (устно и письменно), Конституция СССР (устно).
Первым директором техникума был назначен Александр Михайлович Голубев, он прибыл в Ульяновск вместе с заводчанами из Москвы и занимал должность начальника конструкторского бюро. Первые девяносто студентов приступили к занятиям в установленные сроки. Но практически сразу же - осенью 1944-го, приказом Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР учебное заведение было реорганизовано в Ульяновский автомеханический техникум с дневным и вечерним отделением. Общий контингент учащихся увеличивался, надлежало поддерживать его на уровне 400 человек. Преподаватели и обучаемые освобождались от призыва в Красную Армию. В 1944 году были введены новые направления обучения, дневное отделение должно было принять на первый курс 270 человек, в том числе по вновь открывшимся специальностям "обработка металлов резанием", "инструментальное производство", "автомобилестроение".
На начало 1946 года в техникуме обучалось 475 человек, из них 83 - на вечернем отделении, работало 27 преподавателей. Обучающиеся проходили учебную и производственную практику на автомобильном заводе и заводе малолитражных двигателей.
Тогда же техникум получил здание на берегу реки Свияги. Учебный корпус разместился в бывшем Симбирском ремесленном училище графа В.В. Орлова-Давыдова. Автомех сохранил за собой это здание до настоящего времени. Новые условия потребовали перестройки учебного процесса, обновления и расширения материальной базы. Были оборудованы кабинеты химии, графики, военного дела, физики, автодела, регулировочного и мерительного инструмента. Библиотека насчитывала 6 300 экземпляров. В здании учебного корпуса организовали общежитие для учащихся на 110 человек.
Первый выпуск состоялся в сентябре 1946 года - 22 специалиста получили дипломы по специальности "холодная обработка металлов". В 1948 году выпуск составил уже 126 специалистов, они были распределены в различные регионы СССР - Ульяновск, Саратов, Ярославль, Горький, Калугу, Тюмень, Куйбышев и другие.
Статус опорного
За свою долгую историю техникум не раз менял учредителей и даже название. Малоизвестный факт: в феврале 1952 года УАМТ был преобразован в Ульяновский радиотехнический техникум Министерства автомобильной и тракторной промышленности. Это было обусловлено открытием обособленного производства военных радиолокаторов на УльЗИС. В процесс обучения ускоренными методами были включены новые программы обучения по электротехнике, радиотехнике, радиоизмерению, электронным и ионным приборам, радиоприемным и радиопередающим устройствам.
Была создана электротехническая лаборатория, площадками учебной и производственной практики стали Сталинградский тракторный завод, Куйбышевские государственные подшипниковые заводы, Ярославский автомобильный завод.
В 1957 году приказом министра автомобильной промышленности СССР техникуму было возвращено прежнее название, вновь открылось заочное отделение. Из списка специальностей была исключена радиотехническая.
Большой вклад в развитие техникума внесли его первые руководители - К.Л. Поплавский (1945-1948 гг.), А.П. Цухлов (1948-1955 гг.), Д.И. Макаров (1955-1957 гг.), Г.В. Степанов (1957-1960 гг.). К началу 1960-х техникум прочно занял место в ряду лучших учебных заведений среднего профессионального образования Министерства автомобильной промышленности Советского Союза. Число студентов превысило 750 человек, преподавателей - приблизилось к 50. Заявки на выпускников поступали от самых разных промышленных предприятий страны. За успехи в обучении и воспитании молодежи Совет народного хозяйства Ульяновского экономического района присвоил техникуму наименование "Опорный техникум". Этот статус свидетельствовал о том, что техникум обеспечивает рынок труда квалифицированными профессиональными кадрами, необходимыми для развития региона.
В 60-80-е годы прошлого века на трех отделениях автомеханического техникума - дневном, вечернем и заочном - осуществлялась подготовка специалистов на базе неполной средней общеобразовательной школы, а по отдельным специальностям - на базе полной средней школы. УАМТ тесно сотрудничал с автозаводом - каждый четвертый сотрудник отдела главного металлурга имел диплом учебного заведения. В начале семидесятых на многих ульяновских заводах половину инженерно-технических работников составляли выпускники техникума.
В1968 году в составе техникума вошла новая структура - Мелекесский филиал (бывший электромеханический техникум) с планом приема в количестве 90 человек.
Для нужд народного хозяйства
Главной задачей техникума во все времена была подготовка специалистов со средним профессиональным образованием для отраслей народного хозяйства страны - техников-механиков и техников-технологов по обработке металлов резанием, инструментальному и ковочно-штамповочному производству, автомобилестроению, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и др. Выпускники тех лет с благодарностью вспоминают своих учителей: В.С. Гребнева, П.Д. Ротова, М.Ф. Иванова, Н.П. Макарова, Т.Н. Федюшина, З.С. Калужскую, В.В. Антипова, В.И. Бабушкина, Г.А. Воронкова, Н.Г. Николаева, М.А. Юксеева, М.В. Бученкова, Л.Ф. Захарова, В.И. Шмелёва, П.П. Гуськова, П.Г. Погорелова, И.С. Носову, … Грибову, … Поспелову и многих других.
Техникум стал кузницей подготовки технических кадров для всех машиностроительных предприятий Ульяновска, Ульяновской области и регионов Поволжья. Им руководили талантливые директора, болеющие за престиж учебного заведения, фронтовики М.В. Бученков (1960-1974 гг.), Л.Л. Культин (1974-1985 гг.).
В 1984 году в техникуме обучалось 2 405 человек, работали 74 штатных преподавателя, шесть мастеров производственного обучения. Подавляющее большинство наставников имели большой опыт работы на производстве - заместитель директора по административно-хозяйственной части Н.А. Ермолаев, заместитель директора по учебно-воспитательной работе П.Г. Погорелов, заместитель директора по производственному обучению Ю.Д. Муравьёв, заведующий заочным отделением А.И. Кувырченков, заведующий вечерним отделением Е.Ф. Спиридонов, преподаватели Е.М. Радонежская, Л.С. Козлова, Р.В. Вагина, Л.П. Никашин, Е.Ф. Лаврова, Г.М. Гаврюшенко, П.Н. Обрезкова, Е.П. Гульнов, В.В. Котляков, З.Ф. Андреева, Л.М. Орлова, Н.М. Канасовская, Л.И. Маркелова, Г.Г. Кувайскова и другие.
В фондах библиотеки хранилось около 40 тысяч экземпляров учебной, технической и художественной литературы. Станочная база мастерских насчитывала более сорока единиц оборудования, это давало возможность выполнять производственные заказы автомобильного завода силами учащихся.
В новых реалиях
С распадом Советского Союза в подготовке кадров и организации производства приходилось учитывать новую экономическую ситуацию. Период перестройки связан в истории техникума с именем директора Александра Пьянова. Он окончил Донецкий индустриальный институт, работал начальником литейного цеха УАЗа, руководил партийной организацией Ульяновского автозавода. В должности директора техникума Пьянов проработал 21 год - с 1985-го по 2006-й.
"Преподавательский коллектив, состоял из сорока четырех человек, отличался сплоченностью, обходились без текучести кадров, - вспоминал Александр Константинович. - Но вечернее отделение пришлось закрыть. Появились сложности и с распределением выпускников: в те времена автозавод, как известно, в кадрах нуждался не так остро. Приходилось сокращать прием, хотя конкурс оставался высоким: в 1993 году для поступления нужно было набрать восемь баллов на двух вступительных экзаменах. Главная проблема состояла в скудном финансировании. Из-под крыла Министерства народного образования техникум был передан в подчинение Госкомвуза России, и с финансами стало еще сложнее".
К полувековому юбилею техникума в 1994 году была обновлена учебно-методическая база всех специальностей. Прошло освоение и внедрение государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. В 2002 году техникум успешно прошел государственную аттестацию и аккредитацию, получил лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам СПО.
В 2004 году на очном и заочном отделениях обучалось более 1,5 тысяч студентов по специальностям "технология машиностроения", "автомобиле- и тракторостроение", "монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования", "техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", "экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", "документационное обеспечение управления и архивоведение", "стандартизация и сертификация продукции (по отраслям)". Работали семь предметно-цикловых комиссий, которыми руководили опытные преподаватели Я.Х. Сергеевич, О.А. Мигачёва, В.В. Хайдукова, М.Н. Забиров, Г.П. Максимов, Л.В. Семёнова, С.П. Савчук. Многие педагоги имели почетное звание "Заслуженный учитель Российской Федерации": Е.С. Лапушкина, Т.П. Лебедева, Я.Х. Сергеевич, были награждены знаком "Почетный работник среднего профессионального образования": Г.И. Первухина, А.К. Пьянов, Г.Г. Кауфман, В.Ф. Санина, В.А. Чиненков, И.П. Ломовцева, Т.Л. Васильева, Н.И. Еловикова, В.М. Ерофеев, Г.Л. Дибдина, Е.А. Шестернинова, В.В. Новикова, Л.М. Арзамаскина, О.В. Харитонова. Почетного звания "Заслуженный мастер производственного обучения" удостоен старейший сотрудник техникума А.В. Козлов, звания "Отличник физической культуры и спорта РФ" - В.М. Ерофеев и С.П. Савчук. Большой вклад в развитие образовательных традиций УАМТ внесли Л.А. Байдина, Г.Ю. Шестернинова, В.И. Долгов, А.П. Уткина, И.Г. Коннова, Э.Ф. Савенко, Н.Н. Цуркан, Г.Н. Кашлакова, О.А. Гуськова.
В учебном корпусе размещалось 35 кабинетов, 11 лабораторий, пять компьютерных классов, актовый и спортивный залы, мастерские, библиотека. Фонд библиотеки насчитывал 35 тысяч экземпляров. Техникум располагал собственным благоустроенным общежитием, где проживали более 100 студентов, а также преподаватели и сотрудники.
В 2006 году должность директора занял кандидат технических наук, доцент и обладатель почетного звания "Изобретатель СССР" А.Н. Евсеев, его заместителя - Е.Е. Носов. В этот период были организованы косметический ремонт помещений техникума и общежития, монтаж системы видеонаблюдения, созданы компьютерные классы и класс правил дорожного движения. Повысить качество учебного процесса позволило открытие лабораторий материаловедения и технической механики, а также диагностики и обслуживания автомобилей, оборудованной современным подъемником и балансировочным стендом.
В 2009 году была вновь открыта специальность "Литейное производство черных и цветных металлов" и новая специальность "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем". Система подготовки специалистов "школа - техникум - вуз" позволила создать группы параллельного обучения в школах с последующим поступлением выпускников в автомеханический техникум. Профильные классы по специальностям технического и экономического направления были открыты в шести школах Ульяновска, а также поселках Пригородный и Красный Гуляй.
Под брендом УлГУ
В мае 2010 года автомеханический техникум вошел в состав Ульяновского государственного университета. Ссуз возглавил кандидат технических наук, доцент Андрей Вячеславович Юдин. Как и любые масштабные перемены, реорганизация не была легкой. Необходимо было перестроить буквально все направления деятельности. Приходилось решать множество вопросов по согласованию учебной, методической, воспитательной и учебно-производственной работы с различными подразделениями и структурами университета. Не все удавалось сразу, но коллектив техникума успешно справился с задачами.
Сегодня обучение студентов по очной форме проводится по семи специальностям: "технология машиностроения" "монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)", "техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей", "сварочное производство", "литейное производство черных и цветных металлов", "Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)", "информационные системы и программирование", по заочной по трем - "технология машиностроения", "техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей", "управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)".
Количество студентов - порядка 500 человек. Преподавательский коллектив состоит из 29 педагогов и мастеров производственного обучения, 92% имеют высшую категорию, три преподавателя - ученую степень, Л.М. Арзамаскина и Е.А. Шестернинова награждены знаком "Почетный работник СПО", А.В. Юдин и М.Н. Забиров имеют звание "Почетный работник сферы образования РФ", мастер А.В. Козлов - звание "Заслуженный мастер производственного обучения РФ", начальник учебно-методического отдела С.И. Попова - звание "Заслуженный преподаватель УлГУ", несколько сотрудников отмечены государственными наградами.
Работают шесть предметно-цикловых комиссий: гуманитарных дисциплин, математических и естественно-научных дисциплин, спецдисциплин технического направления, спецдисциплин автомобильного направления, информационных технологий и социально-экономических дисциплин.
Техникум продолжает сотрудничество с Ульяновским автомобильным заводом, более 120 студентов ежегодно проходят производственную практику на УАЗе. Развивается партнерство с другими градообразующими предприятиями Ульяновска - моторным и механическим заводами, УКБП, заводом "Искра", ПАО "Ил"-"Авиастар".
На протяжении пяти лет коллектив техникума успешно принимал участие в федеральной программе целевой подготовки специалистов для предприятий ОПК Ульяновска. За это время подготовлено более пятидесяти выпускников по специальностям "технология машиностроения" и "сварочное производство".
Преподавательский состав много сил и внимания уделяет учебно-методической и воспитательной работе, повышению своего профессионального уровня. Больших успехов в обучении и воспитании достигли Л.М. Арзамаскина, Г.Р. Забирова, С.И. Попова, М.Н. Забиров, Н.И. Беззубина, Р.К. Алмакаева, Н.Н. Фирсова, Т.Ю. Калачёва, Ю.Н. Власова, С.Н. Петухова, Е.В. Сазонкина, О.Ю. Ханукаева, А.В. Крамаренко, Л.В. Серова, В.А. Сибряев, О.В. Суханова, О.В. Земскова, Е.Ю. Кужакова, О.А. Дмитриенко. Наряду со старшими коллегами успешно трудятся молодые преподаватели с производственным опытом, полученном на автозаводе, - К.С. Швецов и М.А. Котков.
Гордость альма-матер
Техникум бережно хранит свою историю и традиции. В музее истории УАМТ появились новые материалы об учебных заведениях, которые располагались в здании до 1945 года: Индустриальной профшколе им. К. Либкнехта и Ульяновской военной школе пилотов. Более 60 Героев Советского Союза, а также Герои соцтруда и Герой России были подготовлены в их стенах.
На фасаде здания техникума открыты мемориальные доски, посвященные выпускникам, героически погибшим при выполнении интернационального долга в Афганистане и при контртеррористической операции на Северном Кавказе - Г.И. Митрикову, С.В. Трухану, Э.Р. Якупову а также Герою Советского Союза Д.Я. Старостину, Почетному гражданину Ульяновской области и города Фастова (Украина), заслуженному работнику культуры РСФСР, отличнику кинематографии СССР.
В числе выпускников разных лет - руководители и ведущие специалисты градообразующих предприятий Ульяновска, ученые, представители муниципальной и региональной власти, силовых структур, известные спортсмены, деятели культуры и искусства. Среди них ведущие специалисты УАЗа, в разное время работавшие на предприятии, - директора завода А.В. Болотов, И.Н. Тарасов, заместитель генерального директора С.И. Быстров, главный металлург А.И. Никитин, директор сборочного-кузовного производства В.И. Бычков, заместитель директора по производству А.П. Пинков. Сегодня должность заместителя генерального директора автозавода занимает выпускник 1992 года А.А. Лагунов. Обладателями диплома УАМТ являлись и являются генеральный директор ОАО "Утес" В.С. Зорин, главный технолог моторного завода Г.С. Швайцбург, начальник производства А.И. Балберов, главный инженер С.М. Люсов, генеральный директор ЗАО "Авиастар-СП" С.Г. Дементьев, главный инженер С.Л. Бабушкин, генеральный директор ОАО "УЗТС" М.И. Федотов, директор Центра микроэлектроники Б.М. Пекарский, председатель Законодательного собрания Ульяновской области В.В. Малышев, доктора технических наук Е.М. Булыжев, В.Н. Кокорин, легенды ульяновского спорта Б. Джепаев, Л. Ерохин, заслуженный путешественник России С.И. Кушманцев, народный художник России А.Е. Егуткин. Эти и многие другие выпускники разных лет трудом прославили малую родину и альма-матер - Ульяновский автомеханический техникум.
Дирекция техникума сердечно поздравляет
студентов и выпускников, ветеранов, педагогический коллектив