Чайковский считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Он автор более восьмидесяти произведений, в том числе десяти опер и трех балетов. Музыканты постарались раскрыть личность сочинителя, исполняя композиции, созданные им в разные периоды его жизни, связанные с теми или иными событиями.
Родители Петра Ильича любили музыку. В доме стоял механический орган – оркестрина, и еще в детстве в его исполнении маленький Петя впервые услышал "Дон Жуана" Моцарта. Окончив Императорское училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и начал работать в Министерстве юстиции, а в свободное от службы время посещал оперный театр, где на него сильное впечатление оказывали постановки опер Моцарта и Глинки и где он вновь услышал "Дон Жуана". Это событие оказалось решающим для выбора собственного жизненного пути. "Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту", – говорил Чайковский. Музыканты исполнили его "Серенаду Дон Жуана", возможно написанную под впечатлением от Моцарта.
Особое место в творчестве Чайковского занимает "Детский альбом" – сборник "легких пьес для фортепиано". Композитор обожал и баловал всех семерых детей своей сестры Александры Чайковской (в замужестве Давыдовой), у которой неоднократно гостил, и этот альбом он посвятил своему племяннику:
"Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом… хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, – можно целые симфонии посвящать", – писал Чайковский. Одна из пьес – "Неаполитанская песенка" в переложении для трубы и фортепиано прозвучала на концерте.
Были исполнены и пьесы из известного фортепианного цикла "Времена года" – "музыкального дневника" композитора: "Апрель. Подснежник" и "Ноябрь. На тройке". Идея цикла и заглавия пьес принадлежали Бернарду, издателю журнала "Нувеллист", с которым сотрудничал композитор. Религиозные взгляды Чайковского проявились в стремлении внести собственный вклад в национальную духовную музыку: "Я хочу не столько теоретически, сколько чутьем артиста до некоторой только степени отрезвить церковную музыку от чрезмерного европеизма". В основе сочинения и исполнения церковной музыки, по мнению Петра Ильича, должны быть ясность, искренность и сдержанность выражения, рождающие благоговейное восприятие.
Обратившись к созданию церковных сочинений, Чайковский написал полные музыкальные циклы важнейших богослужений православной церкви – "Литургии святого Иоанна Златоуста" и "Всенощного бдения", произведения для церковных хоров "Девять духовных музыкальных сочинений" и "Ангел вопияше".
По свидетельству прессы, реакция публики на публичное исполнение произведений, которые до тех пор могли звучать только в церковных стенах, была далеко не однозначной. Модест Чайковский, обобщая появившиеся рецензии, писал: "Одним не нравилась "не церковность" музыки, в смысле "отсутствия сходства" с тем, что обыкновенно слышно при богослужениях, т.е. с сочинениями Бортнянского, Сарти, Львова и Березовского, другим – тоже "не церковность" в смысле отсутствия древнецерковного стиля... Третьи остались недовольны бедностью пикантных и интересных музыкальных сочетаний, четвертые, наоборот, указывали на строгость стиля. Наконец, пятые, преимущественно из духовных лиц, негодовали без всякого повода, просто так, на дерзкую попытку "светского" композитора и говорили: "Куда он лезет в церковную музыку?! Писал бы польки, да вальсы, да оперы!"
Исполнение "Молитвы Господней" из "Литургии святого Иоанна Златоуста" сейчас, конечно, не могло вызвать подобных споров. Зрители застыли в восхищении, наслаждаясь духом XIX века, воссозданным музыкантами, искренним исполнением композиций.