Корреспондент "Вестника", третьекурсница специальности "Журналистика" Елена ПЛОТНИКОВА пообщалась с опытным коллегой на предмет секретов мастерства.
– Сергей, как вы пришли в журналистику?
– Я окончил ульяновский "политех" по специальности "Электронно-вычислительные машины", по первому образованию я – инженер-системотехник. Отработал по специальности три года – инженером и преподавателем, потом захотелось сменить профессию. Кризис своей профессиональной идентичности я разрешил тем, что пришел на работу в редакцию многотиражной газеты "Рабочая трибуна" НПО "Комета". Четыре месяца с удовольствием там трудился, а потом меня пригласили на областное телевидение и радио. Получилось это так: у меня был друг, с которым мы сочиняли песни, мы пришли на радио, подготовили музыкальную программу для эфира. Когда в телерадиокомитете искали человека на должность редактора отдела искусств, вспомнили обо мне. В 90-е годы мне выпала возможность освоить секреты профессии в Америке – выиграл грант на обучение. На тот момент я уже работал в "Симбирском курьере".
Структурное, системное мышление "технаря" помогает, когда смотришь на проблему в неком контексте, выстраиваешь архитектуру статьи.
– Как можно "вычислить" в себе журналиста?
– Мои первые публикации состоялись в областной газете "Ульяновский комсомолец". Помнится, в одной из публикаций я просто написал, что мне понравилось и что не понравилось на фестивале бардовской песни. К моему удивлению, отзыв опубликовали с первой до последней строчки и без единой правки. Меня это вдохновило.
А вообще, журналист – это человек, который не проходит мимо. Журналист, поразившись чему-то, не просто переговорит об этом с друзьями на кухне, отведет душу и остановится на этом, нет, он обязательно захочет поделиться проблемой как можно более широко. Если тебя распирает от желания рассказать о чем-то всему миру – значит, ты журналист. Нежурналисту хватит и кухонных разговоров.
– Американская школа журналистики отличается от нашей?
– Отличается в соотношении теории и практики. Нас учили практической журналистике. Теории было меньше, нам не читали лекций, к каждому семинару нужно было прочитать книги и статьи из списка, чтобы принимать участие в общей дискуссии. Каждый должен был написать десять статей в разных жанрах, от жесткой новости до очерка и портрета какого-либо деятеля.
– Во время работы в газетах не казалось, что есть какие-то сковывающие вас рамки– не смущала редактура, цензура?
– Тогда было новое – свободное – время, можно было практически все. Сегодня журналисты нередко выполняют работу пиарщиков. Очень мало тех, кто действительно говорит о том, что волнует.
– Профильное образование является непременным условием для того, чтобы стать хорошим журналистом?
– Как показывает опыт, необязательно. У человека, который пришел из другой профессии и с другим базовым образованием, есть некоторое преимущество перед "классическим" журналистом. Например, юрист может писать статьи на профильные темы, вести колонку, связанную с юриспруденцией. Думаю, любой человек, обладающий развитой логикой, языковым чутьем и, что очень важно, стремлением к осмыслению актуальной действительности, может работать журналистом. Желание быть свидетелем событий и рассказать о них – первично. Журналистика, конечно же, требует специфических профессиональных навыков, и не только в работе со словом. Современный "конвергентный" журналист должен уютно чувствовать себя в разных форматах. В этом плане журналистское образование становится более актуальным, если вуз ориентирован на обучение "универсальной журналистике", цифровым и статистическим методам, технологиям мультимедиа.
– Как наработать теорию, если ты все-таки не получал журналистское образование?
– Читать качественные издания и осмыслять, как работать в конкретном жанре. Конечно, ориентироваться нужно на серьезные федеральные СМИ. Много интересных СМИ сейчас есть в Сети. Сегодня происходит расцвет публицистической журналистики – в основном на альтернативных медийных каналах. Есть где найти и очеркистику, и публицистику, да и традиционные новостные форматы. В плане репортажа ориентиром может стать "Русский репортер".
В конце концов, если ты получил иное образование, на журналиста можно просто "доучиться". Не обязательно тратить на это пять лет, достаточно интенсивного двухгодичного курса с опорой на конвергентные жанры, на создание и презентацию текстов, юридические и этические аспекты журналистики.
Досье "Вестника"
ГОГИН Сергей Владимирович. Родился в 1964 году в Уральске. В 1981-м с золотой медалью окончил среднюю школу №1 в Ульяновске, в 1986-м – Ульяновский политехнический институт. С 1989 года – в журналистике. Работал в многотиражной газете "Рабочая трибуна", на областном радио и телевидении, в еженедельнике "Слово молодёжи", в городской газете “Симбирский курьер", вел авторскую радиопрограмму на ТРК "Европроект", работал в журнале "Журналистика и медиарынок" (Москва). В 1996-м окончил магистратуру Американского Университета в Вашингтоне, округ Колумбия, США, по специальности "Журналистика и массовые коммуникации". Сотрудничал с "Радио Свобода". Публиковался в журналах "Отечественные записки", "The New Times", "Еженедельный журнал", бюллетене "Russian Regional Report". С 1996 года – внештатный корреспондент "Радио Свобода" в Ульяновске. Автор двух поэтических книг. Лауреат стипендии имени Петра Вайля за 2010 год. В настоящее время – свободный журналист. Стихи и рассказы публиковались в ряде сборников и альманахов, в журналах "Нева", "Октябрь", "Странник". В 2000 году издал книгу стихов "Колодцы снов", в 2008-м – книгу стихов "Ночь сторожей".