Росберг победил Хэмилтона на трассе, хотя Льюис может сколь угодно долго рассказывать о технических проблемах. В 2014-2015 годах у Росберга не было шансов на титул – британец доминировал в команде и подавлял соперника. Но в сезоне-2016 фанаты увидели возвращение борьбы Проста и Сенны. Росберг перестал вчистую проигрывать партнеру по гоночному темпу и вплотную подобрался к нему в квалификации. Борьба до столкновения в Австрии показала: Нико готов убивать за свой титул.
Успех Росбергу принесли стабильность с победными отрезками на старте и в начале осени (по четыре победы) плюс расчетливый финал. Он не рисковал, уверенно финишировав вторым, – так же действовали, например, Сенна в 1991-м, Алонсо в 2005-м и 2006-м (победа в Японии – следствие неожиданного схода Шумахера). Ничего зазорного в удержании преимущества нет. Для Нико было критически важно победить в 2016 году, потому что смена регламента предвещает нестабильность: возможно, это был последний шанс немца на титул, и он им воспользовался. А разозленный Хэмилтон – благо для "Формулы-1": британец вновь мотивирован, и в 2017-м пелотон получит сразу две полностью чемпионские конюшни.
Открытие Ферстаппена
Голландский вундеркинд ярко провел сезон-2015 в ToroRosso, а год спустя из талантливого парня, каких много, превратился в нового Сенну. Скандальная замена Даниила Квята, противостояния с Феттелем и Райкконеном на трассе, победа в первой же гонке за RedBull и пятое место в итоговом зачете: 19-летний парень стал открытием сезона. Некоторые букмекерские конторы уже принимают ставки на будущее чемпионство Макса, а фанаты из Голландии оранжевой чумой заполонили трибуны в бельгийском Спа.
Дождевая гонка в Бразилии и невероятный прорыв с последнего места на четвертое в Абу-Даби, дерзкая борьба за каждую позицию и яркая ненависть – Макс встряхнул застоявшуюся "Формулу-1" и обеспечил зрителей новым сюжетом.
В середине сезона заволновался даже лидер RedBull Дэн Риккардо: новый напарник вынудил австралийца прибавить газу и вырваться вперед в борьбе за третье место. Немного обидно, что ради успеха Макса пострадал Квят, но, как показали гонки за ToroRosso, российскому пилоту нужно срочно прибавить в темпе, иначе придется менять "Формулу-1" на что-то попроще.
Адекватная команда-новичок
Джин Хаас обещал болельщикам достойное зрелище, и он его сделал. Ничего похожего на Marussia, Caterham или HRT – американцы не зря перенесли дебют на год и сходу финишировали на восьмом месте в Кубке конструкторов. Сотрудничество с Ferrari, которая продавала Haas двигатели и коробки передач, не забывая делится инженерными секретами при разработке шасси, обеспечило конюшне приличную скорость. Помогло и подписание крутого Романа Грожана, который в 2012-м, 2013-м и 2015-м приводил Lotus на подиум и давно заслужил первую победу в "Формуле-1".
Француз-то и набрал все 29 очков команды, чем заслужил контракт на сезон-2017. Эстебана Гутьерреса поддерживает Ferrari и мексиканский миллиардер Карлос Слим, но при равном квалификационном счете Эстебан так и не доехал до очков, поэтому продление мексиканца под вопросом. 2017 год – критический срок для команды: облажавшись с новой машиной, инженеры похоронят стартовый успех и убьют Haas. Руководитель конюшни Гюнтер Штайнер еще в начале осени говорил, что работа над новым болидом обнадеживает. В США обязаны сработать не хуже ForceIndia, ToroRosso и Renault, чтобы продолжить движение наверх.
Усиление кризиса в Ferrari
В Австралии Себастьян Феттель едва не выиграл первую же гонку сезона – красные флаги сломали тактику. Новый болид SF16-H ехал на равных с F1 W07 Hybrid от Mercedes, и фанаты почуяли признаки борьбы за титул. Но Скудерия осталась собой – худшие темпы сезонного прогресса привели ее на третье место в Кубке конструкторов, а Себастьян Феттель и Кими Райкконен так ни разу и не покорили высшую ступень подиума. Второй сезон Маурицио Арривабене на посту руководителя команды превратился в сплошной кошмар: постоянные тактические ошибки по ходу Гран-при, тупиковое развитие шасси, которое по скорости опустилось на уровень ForceIndia, и натянутые отношения внутри конюшни довели ее до критического состояния.
Президент Ferrari Серджио Маркионе даже отменил традиционный рождественский ужин и оценил сезон-2016 как неудачный. Сверху легло скандальное поведение Феттеля: истеричная манера вождения немца лишила его третьего места в таблице, а команду – нескольких подиумов. В 2017 год Скудерия входит с прежним составом пилотов, но внутри команды обязательно произойдут изменения. Итальянцы либо низвергнут себя в еще большую пропасть, либо примутся за дело. Период застоя величайшей команды "Формулы-1" заканчивается.
Продажа "Формулы-1"
Королевские гонки сменили владельца и курс развития. Сделку LibertyMedia и CVCCapitalPartners еще могут заблокировать из-за конфликта интересов (FIA одновременно регулирует продажу и получает прибыль от нее), но, скорее всего, дело решится мирно. Американские владельцы до конца не определились со стратегией, зато есть хорошая новость: на пост руководителя зовут Росса Брауна, превратившего Шумахера в имя нарицательное.
Новые этапы, развитие медиа, в том числе – плотная работа в Интернете, повышение качества трансляций и шоу на трассах: "Формула-1" станет современнее, ближе к зрителю и ярче, когда LibertyMedia реализует свои планы. Гонки не будут прежними: старперские покатушки ушли навсегда – пора жить настоящим и будущим, оставив кости прошлого библиотекарям. Смена владельца и так произошла с опозданием. Осталось отправить на покой Берни Экклстоуна и перерасти из РФПЛ в порядочную MLS.
Кто такой Нико Росберг?
Успех пришел к 31-летнему пилоту "Мерседеса" в 11-м сезоне в "Формуле-1". Интересно, что отец Нико, Кеке Росберг – чемпион мира 1982 года. Это второй случай в истории "Ф-1" (после Грэма и Дэймона Хиллов), когда титулы выигрывали отец и сын.
Нико – настоящий космополит. Его папа – финн со шведской фамилией, мать – немка, сам он вырос и живет в Монако, говорит на пяти языках. Но в гонках "Формулы-1" его идентифицируют все-таки как немца.
Ранние годы Росберга в автоспорте были довольно комфортными, например, в "Формуле-3" он выступал за команду, принадлежащую отцу. Однако это не помешало Нико результатами доказать свою самостоятельность – в 2005 году он выиграл в первый сезон в истории главной молодежной гоночной серии GP2 и заслужил от "Уильямса" приглашение в "Формулу-1". В Гроуве восхитились не только гоночными качествами Росберга, но также техническими знаниями. По мнению руководства команды, Нико оказался одним из самых умных гонщиков поколения.
В "Уильямсе" Росберг провел четыре сезона, причем в трех последних опережал по очкам напарников, а затем ушел на повышение в амбициозный проект "Мерседеса", вернувшего в "Формулу-1" собственную заводскую команду. Новым напарником Росберга стал сам Михаэль Шумахер, которого Нико в итоге опередил во всех трех совместных сезонах и окончательно заслужил общественное признание.
Гораздо сложнее Росбергу пришлось с новым партнером – Льюисом Хэмилтоном, с которым они соперничали еще со времен выступлений в картинге.
К 2014 году в "Мерседесе" подготовили доминирующий болид, и борьба внутри команды превратилась в борьбу за чемпионство, которую Нико смог выиграть только с третьей попытки.
Заслуженно ли Росберг
стал чемпионом?
Пожалуй, самый острый вопрос межсезонья. С одной стороны, Нико в этом сезоне выиграл 9 раз, еще 7 раз приезжал на подиум, выдал несколько отличных прорывов и вообще показал себя максимально стабильным и старательным пилотом. Но критики немца указывают на то, что в этом году у Хэмилтона было больше проблем с техникой, и обвиняют Росберга в отсутствии чемпионского характера.
Действительно, когда за четыре гонки до финиша стало известно, что для победы в чемпионате немцу будет достаточно приезжать на втором месте вслед за напарником, Нико стал вести гонки аккуратнее, добиваясь необходимого для чемпионства минимума. Ну и в целом Росберг из-за своей дежурной улыбки и максимально дипломатичных интервью даже после проигранных гонок кажется менее амбициозным пилотом, чем Хэмилтон.
Те, кому по душе такая расчетливость, хвалят Росберга за холодную голову и идеальную работу с машиной, романтики, скучающие по жарким противостояниям 1980-х, называют его везунчиком, выигравшим титул только благодаря быстрому болиду.
Что титул Росберга значит
для "Формулы-1"?
Кажется, что теперь следить за "Формулой-1" станет немного интереснее. Новые чемпионы мира в пелотоне не появлялись уже шесть лет, и некоторое разнообразие должно пойти на пользу. К тому же, со следующего сезона нас ждет противостояние двух чемпионов мира в одной из самых могущественных команд "Формулы-1".