Санкт-Петербургской государственной консерватории,
в стенах которой учились Пётр Чайковский и Сергей Прокофьев,
преподавал Николай Римский-Корсаков, исполнилось 150 лет.
В УлГУ работает выпускница этого легендарного
учебного заведения Елена ДОЛГИХ.
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА ведет в музыкальном училище университета несколько курсов: "Сольфеджио", "Гармонию"", "Музыкальную литературу", "Методику преподавания музыкальной литературы". На факультете культуры и искусства обучает студентов практике.
– Как вы стали студенткой столь именитого учебного заведения?
– Первое образование я получила в нашем музыкальном училище. В моей группе преподавала великолепный педагог Генриэтта Алексеевна Серова, закончившая Петербургскую консерваторию. Своими рассказами о Петербурге, тогда Ленинграде, его вековых музыкальных традициях она и вдохновила меня на поступление.
– Наверняка было страшно...
– Безусловно. И от рекордного количества экзаменов, и от состава экзаменационной комиссии. Сдавали 13 предметов – специализированных и общих, причем оценки озвучивались лишь после последнего испытания. Отдельного внимания заслуживает состав экзаменаторов. Это известные в музыкальном мире авторы учебников, монографий. С благоговением мы смотрели на Павла Александровича Вульфиуса и Аллу Константиновну Кенигсберг, которые во время экзамена по истории музыки перекидывались между собой фразами на немецком. Впоследствии я узнала, что Павел Александрович брал к себе в класс для научной работы только тех, кто владел как минимум двумя европейскими языками.
– Какие у вас воспоминания о преподавателях?
– Самые лучшие. С любовью храню нотные тетради с рецензиями на домашние задания по гармонии Анны Львовны Биркенгоф, где она обозначала ступени для дальнейшей работы. Анна Львовна учила нас обязательности, умению доводить все до конца. От нее невозможно было услышать современное "это ваши проблемы". Если студенты не успевали на уроке, то приглашала домой. Благо, жила рядом с консерваторией. Шли целой группой, занимались, общались, пили чай. Людмила Григорьевна Ковнацкая – преподаватель истории зарубежной музыки, с ней мы до сих пор поддерживаем связь. Раньше я навещала ее, а сейчас общаемся по телефону и Интернету. Все были влюблены в нее – умна, талантлива, красива и элегантна. Опередив своих британских коллег, она написала первую в мире монографию об английском композиторе Бриттене.
– Мэтры были строги к своим ученикам?
– Очень доброжелательны и просты в общении, без амбициозности и пренебрежительности. Никогда не переходили на панибратство. Обращались на "вы" и к коллегам, и к ученикам.
– Какие ощущения испытывали в стенах легендарной консерватории?
– Во-первых, трепет от прикосновения к великому наследию. Инструментовку, например, преподавал композитор Дмитрий Алексеевич Толстой, сын графа Алексея Толстого, автора книги "Петр I". Многие классы были именные. Например, "Класс Н.А. Римского-Корсакова" со старинной обстановкой. Открывая дверь на занятие, мы сразу попадали из XX в XIX век. Или библиотека со старинными книгами… В то же время мы не отставали от прогресса, слушали много новой музыки. Помню приезд польского композитора-авангардиста Кшиштофа Пендерецкого, на чьих репетициях в большом зале филармонии мы присутствовали. Незабываемое впечатление оставила премьера "Свадебки" Стравинского!
Прошло более 30 лет с тех пор, как я закончила Петербургскую консерваторию, но до сих пор в памяти волнение, с которым поднималась в первый раз по ее ступеням, читала на мраморной доске имена великих выпускников, где первым значится Петр Ильич Чайковский.