Собрание около 150 антикварных масок из Африки, Америки, Азии, Австралии, России могут увидеть ульяновцы на экспозиции "Маски мира" в выставочных залах литературного музея "Дом Языковых". Более двадцати лет маски собирал частный коллекционер, музейный работник Александр Перфилов, переняв увлечение от отца, который тоже посвятил свою жизнь музейной работе. Шесть африканских масок попали на выставку из Франции. Александру их прислал французский коллекционер Жорж Симон. По мере возможности Перфилов путешествует по разным странам, отыскивает маски, которым зачастую около ста лет. Но на самом деле эти артефакты несут на себе более древние "отпечатки", ведь, когда изнашивались маски с многовековой историей, умельцы делали абсолютно точную их копию.
– Моя теща крестится, когда видит эти маски,– рассказывает Александр Перфилов. – Я постоянно сталкиваюсь с такой реакцией обывателей – масок боятся. Действительно, это образы злых духов, например, среди них есть маска африканского злого бога, высасывающего сознание человека. Но на самом деле чаще маски имели совсем другое значение – защитное, и никакого негатива от них не исходит. Они даже использовались в медицинских целях. В любом случае я отношусь к своим экспонатам, как к произведениям искусства. Одна маска может рассказать о целой культуре.
…Маски были неотъемлемой частью обрядов в древних религиях и, в основном, использовались для проведения ритуальных церемоний. Приверженцы религий верили, что маски обладают живой энергетикой и великой силой. Ритуалы разделяли область мирской, повседневной жизни и жизни в мире сакральном, а переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов. Одним из важнейших инструментов такого перехода и стала маска. Поэтому основная ее функция – это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога). Множество ритуальных масок пришло к нам из Африки, где жили сотни народов и племен со своими культами. Со временем культовое значение масок сменилось эмоциональным, так они стали обязательным атрибутом театра. Наиболее известны маски японского театра. Впоследствии маски "вырвались" за пределы театральных сцен, превратившись в элемент карнавала. Венецианские карнавальные маски – самые популярные во всем мире. От ритуала к карнавалу, от общения с высшими и низшими сущностями к еще одной социальной игре – такой путь прошли маски в истории человечества.
У каждой маски, представленной на выставке, своя история. Таинственная легенда связана с японской керамической маской демона Ханья (начало XX века). Жила когда-то молодая женщина, которая влюбилась в монаха. Но любовь осталась неразделенной, ярость исказила ее красивое лицо, и она превратилась в демона. Маску Ханья используют в представлениях театра, где нужно изобразить женщин, которые превращаются в монстров из-за ревности и злобы. Эту маску делали самураи, веря в то, что и падшие ангелы будут их хранить.
Маска-личина тайного сообщества бваба бва кифвебе (середина XX века) использовалась в церемониальных танцах при обрядах инициации и погребения и предназначалась для отпугивания злых духов – ее натирали чудодейственными снадобьями. Непальскую маску тибетского ламы Александр считает самой ценной – когда-то сами монахи горной страны подарили ее исследователям из экспедиции. Ей больше ста лет.
А африканская маска маленького шажка – одна из самых позитивных, она является символом мужества и силы. Маска напоминает, что путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Эта маска дает энергию тем, кто готов сдаться и все бросить.
Наряду с масками выставка включает в себя скульптурные изображения разных народов, а также знакомит с ритуальной музыкой.