ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО и благотворительность в сфере образования в России имеют богатейшие исторические традиции. Истоки подобной деятельности государ- ства, направленной на поддержку народного образования, восходят ко времени коренных реформ первой четверти ХIХ века (если не принимать во внимание спорадических начинаний в этом направлении, предшествовавших веку Петра I и не оставивших заметного следа в истории русской культуры). Особенно широкий размах попечительство получило во второй половине ХIХ века. Исследования показывают колоссальную динамику роста и распространения благотворительных обществ в России. В то же время была создана государственная система патроната образовательных учреждений – в нее входили как попечители по должности, так и попечительские советы и отдельные меценаты. Таким образом, понятие попечительства в деле народного просвещения можно рассматривать в двух аспектах: как государственную службу и как благотворительность.
24 января 1803 г. издан Указ императора России Александра I, утвердивший "Предварительные правила народного просвещения", которые устанавливали стройную систему образовательных учреждений. Россия была поделена на шесть учебных округов, учреждена должность попечителя учебных округов. Ему вменялось в обязанность отвечать за благоустройство всех вверенных ему учебных заведений, заботиться об успехах народного просвещения, а также регулярно представлять отчет министру. С 1835 г. попечитель сделался полным начальником всех учебных заведений округа. Ему было предоставлено право назначать директоров гимназий и утверждать в должности инспектора и учителей, была расширена власть попечителя в решении хозяйственных вопросов. Для проведения совещаний учреждался попечительный совет, в котором под председательством попечителя заседали его помощники, инспектора, руководители учебных заведений, отдельные профессора и преподаватели университета. Совет рассматривал административные и учебные вопросы.
Положение Министерства народного просвещения от 20 марта 1860 г, касающееся деятельности попечителей, больше внимания уделяло учебным вопросам. В обязанности попечителя и его помощников вменялось "принятие мер и обсуждение предложений, относящихся до учебной части, исправление вкравшихся недостатков и предупреждение их на будущее; рассмотрение и оценка достоинства учебных руководств и определение, какие из них с большей пользою могут быть употреблены в учебных заведениях; удостоение в педагогические курсы кандидатов, назначение им именных стипендий, распределение их по училищам и наблюдение за их успехами; производство испытание кандидатам, утверждение окончательно за ними права на учительские или воспитательные места, выдача им аттестатов". Также попечительский совет должен был составлять отчеты, собирать статистический материал для учебной части округа.
Каждый вуз вверялся особому вниманию попечителя учебного округа. Он председательствовал в совете университета и в правлении, решал административно-хозяйственные вопросы университета, утверждал в должности преподавателей после избрания их советом университета. Через попечителя к министру направлялись просьбы об увольнении сотрудников. На основе полученной информации министр определял, "имеет ли заслуженный, вторично избранный профессор продолжать еще преподавание и на сколько лет или по преклонности лет и другим обстоятельствам освободить его от сего занятия и приступить к новому выбору". Попечитель утверждал порядок чтения лекций ректором университета, рассматривал прошения студентов о переводе в другой вуз, о разрешении посещать университетские лекции и приобретать ученые степени чиновникам на службе, назначал экзекутора, казначея, бухгалтера, эконома, библиотекаря.
Деятельность попечительных советов учебных заведений Российской Империи в те годы определялась так: "для ближайшего содействия успешному, со стороны общества, развитию данного учебного заведения". Попечительный совет мог состоять из лиц, избираемых теми сословиями и обществами, которые содержали за свой счет учебное заведение. Членами совета могли быть представители городской думы, представители от купеческого общества, от уездного земства, управляющие банками, лица, являющиеся почетными гражданами города и внесшие наибольший вклад в улучшение материального благополучия учебного заведения, директор вуза или училища, представители педагогического состава.
Каждое учебное заведение устанавливало права и обязанности попечительного совета самостоятельно, но в целом они были определены следующими направлениями:
Содействие успешному приобретению учениками познаний по предметам, пополнение библиотек и попечение об изыскании всех способов к увеличению денежных и материальных средств.
Изыскание средств к устройству общих ученических квартир и к вспоможению бедным ученикам.
Содействие определению окончивших курсы обучения к занятиям, соответствующим их подготовке.
Наблюдение за исправностью материальной части учебного заведения и ежегодная проверка его имущества по инвентарям.
Предварительное рассмотрение годовых смет и отчетов о доходах учебного заведения и представления по ним заключений начальству.
Составление по хозяйственной части правил и инструкций.
Определение жалования начальнику (директору) учебного заведения и прочим должностным лицам.
Определение платы за обучение.
Освобождение от платы за обучение малоимущих учеников.
Представительство перед городской думой о нуждах учебного заведения.
В России того времени действовали самые различные благотворительные общества. В Симбирске самыми известными являлись Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в народных училищах Симбирской губернии и Общество в память св.Татианы для вспомоществования нуждающимся учащимся в низших учебных заведениях Симбирска. Благотворительностью занимались и другие организации: Симбирское духовно-просветительское братство Св. Трех Святителей, Братство Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца при церкви симбирской гимназии, Святодуховное братство при симбирской чувашской учительской школе, Братство св. равноапостольной Марии Магдалины при Мариинской женской гимназии.
Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в народных училищах Симбирской губернии существовало в Симбирске с середины 1895 г. и имело целью помогать нуждающимся учителям, их детям, а также учащимся из бедных семей. Организация имела отделения во всех уездах губернии. Общество оплачивало обучение, снабжало книгами, учебными пособиями. При назначении помощи во внимание бралось не только материальное состояние семьи ученика, но и его поведение, отношение к обучению. Общество занималось обеспечением воспитанников одеждой, пищей, кровом. В 1898/99 учебном году было открыто общежитие для детей педагогов. Помещение было арендовано в доме Кутейникова.
Благотворительное объединение обеспечивало медицинскую помощь и лекарства представителям низших слоев, предоставляло безвозмездные пособия.
В отчетах каждого общества отмечались имена людей, которые ему помогали, документы содержат самые теплые слова в адрес благотворителей.
Общество в память св. Татианы для вспомоществования нуждающимся учащимся в низших учебных заведениях Симбирска действовало с июля 1898 года. В отчетной документации читаем: "Помощь в одежде и сукне оказывалась исключительно вещами в том предложении, что этим путем пособия общества вернее достигнут своего назначения. Просьбы от нуждающихся принимались через посредство передающих лиц, которые всегда тщательно проверяли степень нужды просителей, а затем в своих заявлениях подробно выясняли правлению семейное положение их". При содействии симбирян М.А. Евреинова и А.М. Сахарова общество открыло столовые при школах. Данная благотворительная организация являлась наиболее стабильной, ее члены отмечали, что общество "не велико по своему составу, но оно с успехом осуществляло свою благотворительную деятельность". Благодаря жертвователям, организация располагала достаточными оборотными средствами, имея, кроме того, до 2 тысяч рублей запасного капитала.
Примечательно, что попечители и благотворители в российском обществе пользовались уважением и почетом. Их имена, независимо от того, какую сумму составило пожертвование, печатали в газетах с точным указанием, на что пошли средства. В каждом из отчетов о состоянии народных училищ Симбирской губернии отведено особое место описанию благотворительной деятельности граждан в пользу народного просвещения с указанием имен и фамилий, социального положения, места проживания и вида оказанной помощи. Многие благотворители становились членами училищных и гимназических советов, а за особые заслуги получали звания почетных попечителей, почетных блюстителей учебных заведений и даже почетных граждан города.
Российское правительство владело полной информацией о состоянии благотворительной деятельности в обществе, и в особых случаях попечители даже получали благодарности от императора. Например, в послании от 31 марта 1873 г. говорится: "… От имени Государя Императора и Государыни Императрицы была выражена признательность за устройство домовой церкви в здании Мариинской женской гимназии и составление капитала в 600 руб. на содержание стипендиатки Наследника Цесаревича… действительному статскому советнику Исакову, Фатьянову с супругой, Хвощинскому с супругой, … госпоже Бычковой, … купцу Сапожникову". В послании от 2 августа 1875 г. читаем: "… Государыня Императрица… в 9-й день минувшего июля 1975 года Всемилостивейше соизволила на определение отставного действительного статского советника Исакова за оказанные им значительные пособия Симбирской Мариинской женской гимназии Почетным Блюстителем того заведения…".
В России на рубеже ХIХ – ХХ веков была создана эффективная система попечительства, которая содействовала развитию народного образования. Сегодня мы возвращаемся к историческим традициям.