16 февраля в Большом зале Ленинского мемориала Ульяновский государственный академический симфонический оркестр "Губернаторский" под управлением Дмитрия Руссу отыграет программу "Ромео и Джульетта", которая объединит произведения Петра Чайковского.
Первая симфония Чайковского с заглавием "Зимние грезы" ознаменовала переезд композитора в Москву для работы в открытой Московской консерватории и начало самостоятельного творческого пути. Она создавалась в 1866 году. Брат композитора Модест Чайковский писал, что "ни одно произведение не давалось ему ценой таких страданий и усилий".
Первоначальная партитура симфонии, представленная основателю Петербургской консерватории Антону Рубинштейну, получила отрицательную оценку. Это стало причиной создания второй редакции произведения. В переработанном виде симфонию высоко оценил Николай Рубинштейн, который представил ее в 1868 году в Москве. Именно Николаю Григорьевичу Чайковский посвятил свой первый опус в жанре симфонии.
В 1874 году Пётр Ильич вновь вернулся к "Зимним грезам" и выполнил третью редакцию произведения – в этом виде (за редким исключением) симфония исполняется для публики.
Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" – одно из ранних симфонических творений Чайковского, создана в 1869 году в период работы в Московской консерватории. Молодой композитор (на момент написания партитуры Чайковскому было 29 лет) посвятил произведение главе "Могучей кучки" Милию Балакиреву, который и предложил создать симфонический опус по мотивам трагедии Шекспира. Воспоминания об этом оставил профессор Московской консерватории Николай Кашкин: "Балакирев и Чайковский были большими любителями длинных прогулок пешком и совершали их иногда вместе. Помнится, что на одной из таких прогулок М.А. предложил Чайковскому план увертюры к "Ромео и Джульетте". М.А. уже знал до известной степени характер таланта Чайковского и находил, что предложенный сюжет вполне для него подходит".
Премьера сочинения состоялась в марте 1870 года в Москве, дирижировал Николай Рубинштейн. После премьерного исполнения композитор дважды перерабатывал партитуру. Окончательной стала третья редакция увертюры, которая впервые была исполнена только в 1886 году в Тифлисе.
Увертюра-фантазия "Гамлет" – еще одно обращение Чайковского к образам Шекспира, совершенное уже в зрелом творческом периоде. Идея о музыкальном воплощении образов трагедии Шекспира владела Чайковским с 1876 года, однако первые нотные наброски относятся только к 1885 году. Сочинение увертюры шло параллельно с работой над Пятой симфонией.
Публика услышала увертюру-фантазию в ноябре 1888 года на симфоническом собрании Русского музыкального общества. Дирижировал премьерой сам Чайковский. Произведение посвящено автором норвежскому композитору Эдварду Григу в память об их встречах в Германии и творческой дружбе.