Нетфликсовская премьера «Манка» (после чисто условного проката в паре стран) стала для киноманов тем, чем для более широкой публики должен был стать релиз «Довода» - моментом единения, напоминанием о том, что кинопроцесс, несмотря ни на что, не остановился. «Манк» Дэвида Финчера подошел на эту символическую роль идеально: тур к самой почитаемой картине в истории кино в сопровождении одного из самых культурных, несмотря на поп-репутацию, режиссеров современности. Ирония, разумеется, в том, что за последние годы трудно вспомнить фильм, которому был бы нужнее большой экран, техническое оснащение кинозала и его ощущение.
«Суд над чикагской семеркой»
Где то Аарон Соркин отталкивается от стенограмм заседаний, где то пишет историю сам - ему не привыкать. Чтобы разнообразить слишком очевидное противостояние репрессивной системы и свободолюбивых революционеров, он делает акцент на разногласиях последних: главным образом на антагонизме между Эбби Хоффманом (Саша Барон Коэн) и Хейденом (Эдди Редмейн). Один - контркультурный анархист с косяком, второй - аккуратный молодой политик с далеко идущими планами. Один, впрочем, глубже, чем кажется на первый взгляд, а второй - отважнее.
Словесный пинг-понг, перекрестные допросы и театральные споры между идеалистами и прагматиками - то, что Соркин умеет делать с закрытыми глазами.
«Девушка, подающая надежды»
«Девушка, подающая надежды» - спродюсированный Марго Робби полнометражный дебют англичанки Эмералд Феннелл, актрисы и шоураннера одного из сезонов «Убивая Еву» - полностью встраивается в тренд фильмов про разгневанных женщин, но со своими особенностями. Формально это не b-movie, а как бы респектабельное, пусть и кокетливо хулиганское, кино, которое и развлекает, и поднимает серьезные проблемы. Но пропеть манифест сложно, и Феннелл из за этой многозадачности не может остановиться ни на жанре, ни на тоне, все время норовя схватить зрителя за пуговицу и обратиться к нему срывающимся голосом.
«Земля кочевников»
«Земля кочевников» не без оснований считается одним из возможных фаворитов «Оскара-2021». Все-таки лента уже получила главные премии на фестивалях в Венеции (признание профессиональной публики) и в Торонто (приз зрительских симпатий). А оба киносмотра нередко становятся для американских картин предвестниками оскаровских наград. То есть фильм уже готов стать народным арт-мейнстримом с простыми понятными чувствами для зрителей, при этом снятыми с авторским почерком.
«Отец»
Великие Энтони Хопкинс и Оливия Колман сыграли в новой экранизации пьесы французского писателя и драматурга Флориана Зеллера о престарелом мужчине Энтони, страдающем провалами в памяти, и его дочери Анне, которая давно живет самостоятельно и уже не может лично заботиться об отце. Еще одна проблема заключается в том, что ни одна из нанятых сиделок не выдерживает старческих выходок Энтони: все всегда заканчивается их побегом из дома.
Зеллер, взявшийся на этот раз за постановку лично, написал сценарий совместно с Кристофером Хэмптоном («Искупление», «Опасные связи»). Кроме того, в «Отце» сыграли Имоджен Путс и Марк Гатисс. Вероятно, нас ожидает доработанная версия первой экранизации, переписанная оскароносным сценаристом и исполненная уже превосходными мировыми звездами.
«Борат-2»
Саша Барон Коэн достиг по-настоящему экзистенциальных высот в сиквеле импровизационной комедии, уделавшей Америку четырнадцать лет назад. Про его персонажа Бората и раньше не было понятно, кого же он вообще пародирует. Казахи думали, что издеваются именно над ними, поэтому первый фильм запретили и только ко второй части поняли, что для любого американца их страна - как самая желанная terra incognita, и сделали узнаваемую фразу Бората «Very nice!» своим туристическим слоганом.
Но дело даже не в этом. Куда важнее посыл, который смелейший комик планеты вложил в «Бората-2», где в американском кино в роли дочери Бората дебютирует удивительная болгарская актриса по имени Мария Бакалова. Именно она перевоспитывает своего первобытного отца и весь свой выдуманный Казахстан, познает (и по дороге, разумеется, высмеивает) феминистические и прогрессивные ценности, наконец встречается с Руди Джулиани, адвокатом Трампа, который оказывается мерзким старикашкой-харассером - и это оказалось зафиксировано на камеры. Можно даже предположить, что картина хоть немного повлияла на выборы президента - а значит, «Борат-2», при всей его кажущейся примитивности и неприкрытой комедийности, изменил мир вокруг.
«Одна ночь в Майами»
Режиссерский дебют актрисы Регины Кинг по одноименной пьесе Кемпа Пауэрса. Дело происходит в феврале 1964 года. После боксерского поединка, в котором Сонни Листон сенсационно уступает чемпионский титул 22-летнему Мухаммеду Али (тогда еще Кассиусу Клею), Клей празднует победу в затрапезном мотеле вместе со своими приятелями - Малкольмом Иксом, соул-певцом Сэмом Куком и великим игроком в американский футбол Джимом Брауном. Похоже на анекдот (или фильм Николаса Рога «Ничтожество»), но тут не до шуток: обсуждается главным образом борьба афроамериканцев за свои права. Как и положено при таких вводных, в «Однажды» несколько театральная атмосфера и отличные актерские работы - особенно хорош британец Кингсли Бен-Адир в роли Малкольма Икса, который тут центральная фигура. Написано живо, снято чуть длинновато и скучновато, но крепко. Фильм наверняка как то вспомнят на «Оскаре». При этом трудно представить, что его станут смотреть в России.
«Ма Рейни: мать блюза»
Чикаго, 20-е годы прошлого века. Ма Рейни (Виола Дэвис) пытается записать пластинку на студии, где всем руководят белые. Тем временем в ее музыкальном ансамбле зреет революция: амбициозный трубач Ливи (Чедвик Боузман) намерен выйти на первый план наперекор воле Ма.
«Ма Рейни: мать блюза» - последний фильм Чедвика Боузмана и последняя возможность оценить, насколько яркого артиста мы потеряли. Ливи - лучшая роль актера, в которой он демонстрирует широкий эмоциональный диапазон и естественность на экране. Не менее хороша и Виола Дэвис, которая ни на секунду не дает усомниться, кто здесь главная звезда.
В драматургической основе - пьеса темнокожего писателя Августа Уилсона, входящая в десятичастный «Питтсбургский цикл». Права на экранизацию произведений Уилсона принадлежат Дензелу Вашингтону: «Ограды» по одноименной пьесе он снял лично, а в случае с «Ма Рейни: мать блюза» выступил продюсером. Театральная природа произведения чувствуется в фильме слишком отчетливо: это касается не только физической ограниченности места действия (большая его часть происходит в двух помещениях), но и природы диалогов, не всегда звучащих органично в кинематографическом пространстве. Но это все еще отличный текст, и актеры делают все возможное, чтобы соответствовать ему. Хороши не только Боузман и Дэвис, но и Глинн Терман из последнего сезона «Фарго» и Колман Доминго из «Эйфории» в ролях музыкантов из ансамбля Ма.
«Новости со всех концов света»
Пол Гринграсс, еще один специалист по Борну, сменил ручную камеру на кран ради этого лиричного вестерна. Том Хэнкс (работавший с Гринграссом на «Капитане Филлипсе») играет одинокого ветерана-конфедерата, который после Гражданской войны зарабатывает тем, что ездит по Техасу и с выражением зачитывает желающим новости из газет. Однажды он натыкается на девочку-немку, похищенную и воспитанную индейцами и не говорящую по-английски, и соглашается отвезти ее к родственникам.
Хэнкс в этой роли был неизбежен - кто еще сегодня может потянуть образ южанина, которому мы немедленно должны сочувствовать. В пару ему за умение визжать и настороженно смотреть взяли юную немецкую блондинку из «Разрушительницы системы». Фильм, как положено, отсылает к классическим вестернам с Джоном Уэйном (из очевидного - «Настоящее мужество» и «Искатели»), но его прозрачная политическая программа Джону вряд ли бы понравилась. Хорошие артисты, красивые пейзажи - славная в целом картина в своем жанре, но очень уж неторопливая и незамысловатая.
«Зависнуть в Палм-Спрингс»
Редкий фрукт - отличный ромком, причем на несколько заезженный мотив временной петли. Моложавый раздолбай (комик Энди Сэмберг) бесконечно проживает один и тот же в меру паршивый день: Калифорния, он с нелюбимой подружкой приехал на свадьбу знакомых, все произносят тосты и напиваются. И вот однажды в его петлю попадает сестра невесты (Кристина Милиоти), тоже девушка с проблемами.
Это прежде всего вариация на тему понятно какой картины, но ясно, что авторы насмотрелись и всякой инди-фантастики, и свадебных фильмов. И при этом сумели сочинить что то если и не новое, то свежее. Отдельная радость - Милиоти. Яркая второплановая роль у Дж.К. Симмонса. Много витамина D, объемные персонажи, убедительная режиссура, остроумно и в меру мизантропично.
«Мавританец»
Фильм основан на реальной истории Мохаммеда Ульд Салахи из Мавритании. Бывший боец мухаджидов-антикоммунистов в Афганистане в 90-е годы был схвачен и передан властям США после 11 сентября (с разрешения правительства Мавритании). Он содержался в Гуантанамо без предъявления обвинений и суда в течение 14 лет и был освобожден, когда государство наконец признало его свидетельства бесполезными, поскольку они были получены под пытками. Фильм Кевина МакДональда снят по сценарию Майкла Броннера, Рори Хейнса и Сохраба Ноширвани, написанного по книге самого Салахи «Дневник Гуантанамо», опубликованной в 2015 году, когда он еще находился в тюрьме: страницы рукописи регулярно передавались его адвокату Нэнси Холландер. Франко-алжирская звезда Тахар Рахим играет Салахи. В фильме снялись Джоди Фостер и Шейлин Вудли. Бенедикт Камбербатч играет военного прокурора, подполковника Стюарта Коуча, который очень увлечен идеей смертной казни.
«Мьюзик»
Режиссерский дебют певицы Сии. Краткий сюжет «Мьюзик» таков: девушка (Кейт Хадсон), ранее занимавшаяся распространением запрещенных веществ, вынуждена взяться за опеку своей сводной сестры с аутизмом (Мэдди Зиглер, постоянная партнерша Сии по клипам - именно она снималась в «Chandelier»). Ей в этом помогает угрюмый тренер по боксу (Лесли Одом-мл.). По ходу ей придется столкнуться с флешбэками из прошлого, многое понять про себя и сестру и, конечно же, найти любовь и успокоение.
«Выпускной»
В принципе, все, что нужно знать про «Выпускной», - его поставил Райан Мерфи, человек-бренд, в рамках сделки с «Нетфликс» производящий, как здесь уместно будет выразиться, контент с несколько устрашающей скоростью. Хотя это его первая полнометражная режиссерская работа со времен «Обыкновенного сердца» и всего лишь третья в целом.
В основе «Выпускного» - свежий бродвейский мюзикл, переехавший в кинопавильоны вместе со всеми своими песнями и танцами. Мерфи привычно добавил туда звезд и подобающую случаю гиперактивную камеру.