В квартире-музее семьи Ульяновых открылась выставка "Морским судам быть!", приуроченная к Дню защитника Отечества и 350-летию Петра I, русского императора, основателя регулярного русского военно-морского флота.
Военно-морской флот как самостоятельный вид Вооруженных сил Российской Федерации складывался с конца XVII в. до начала XX в. Его создание было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции. Именно это было главным препятствием для экономического и социального развития России на рубеже XVII–XVIII вв.
Но история этого рода войск началась гораздо раньше. Царь Иван Грозный учредил в 1570 г. каперскую флотилии, а в дальнейшем приступил к строительству морских судов. Затем царь Алексей Михайлович попытался организовать казенное судостроение. При нем построили корабли "Фредерик" и "Орел". Но только Петру I удалось создать государственный военный и транспортный флот. Первой постоянной группировкой сил стал Азовский флот. Его сформировали из кораблей и судов, построенных зимой 1695–1696 гг. Он предназначался для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 20 октября 1696 г. состоялось заседание Боярской думы. На нем было принято судьбоносное решение: "Морским судам быть, а скольким о том справитца о числе крестьянских дворов, что за духовными и за всяких чинов людьми, о том выписать и доложить".
Именно эта дата считается днем рождения регулярного государственного военного и транспортного морского флота России. 4 ноября были определены и сроки постройки Азовского флота: "Корабли сделать со всею готовностию и с пушками, и с мелким ружьем, как им быть в войне, к 1697 году, к апрелю…".
Для строительства кораблей землевладельцы были поделены на "кумпанства" (компании). Каждая компания должна построить один корабль и вооружить его. По первоначальной программе планировали построить 52 корабля: 19 кораблей - светские землевладельцы, 19 кораблей духовенство и 14 кораблей - купечество.
С весны 1697 г. кораблестроительные работы шли полным ходом. Строились двух- и трехмачтовые боевые корабли с 25–40 орудиями на борту. Воронеж стал настоящей "колыбелью" петровского флота. Осенью Петр I обязал землевладельцев и купцов построить дополнительно еще 25 кораблей. К 1699 г. постройка большинства кораблей была завершена.
Одновременно шел процесс создания основ военной организации флота, его боевого управления. В 1700 г. учредили "Приказ адмиралтейских дел", который позже был преобразован в Адмиралтейскую коллегию. Это был центральный государственный орган по управлению строительством, снабжением и обеспечением флота. Кораблестроительными работами руководили лучшие русские мастера.
Уже в ходе Северной войны 1700–1721 гг. определились основные задачи флота. Примечательно, но и в наши дни эти задачи выглядят примерно так же, как 300 лет назад: сдерживание от применения военной силы или угрозы ее применения в отношении России, защита военными методами суверенитета страны, создание и поддержание условий для обеспечения безопасности морехозяйственной деятельности в Мировом океане, обеспечение военно-морского присутствия России.
Неудивительно, что до Первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, они были главным родом сил флота. Но уже в 1906 г. зародились и стали развиваться, как новый род сил ВМФ, подводные лодки. В 1914 г. были сформированы первые части морской авиации. А к середине 1930-х в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО. В послевоенный период с появлением ракетно–ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.
Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 г. был создан Народный комиссариат ВМФ, а в его составе образован Главный морской штаб.
В настоящее время ВМФ является главной составляющей и основой морского потенциала России. ВМФ России - наследник Императорского и преемник ВМФ СССР. Оперативно-стратегическими объединениями современного флота являются Балтийский, Северный, Черноморский, Тихоокеанский флоты и Каспийская флотилия. В структуру ВМФ входят: надводный флот, подводный флот, морская пехота, морская авиация, формирования специального назначения ВМФ. Военное-морской флот России по праву считается одним из самых мощных в мире.
Выставка организована силами региональной общественной организации "Морское братство". В экспозиции представлены уникальные экспонаты, рассказывающие об истории и развитии морского и подводного флота России. Среди них - подлинные предметы с подводной лодки, модели судов - от первого "потаенного судна" до современных субмарин, личные вещи и фотографии моряков-подводников, знамена и вымпелы, а также образцы водолазного снаряжения и подводного оборудования.