Министерство проводит работу по расширению международной активности отечественных вузов с учетом текущей геополитической обстановки. В частности, совместно с университетским сообществом готовятся предложения по открытию новых филиалов в дружественных странах. Эта мера будет способствовать продвижению российского высшего образования и науки.
Валерий Фальков отметил, что во многих странах есть запрос на российские образовательные практики: "Все инициативные проекты мы поддерживаем. Многое зависит от самих университетов, от их способности, готовности двигаться вперед. В каждой стране присутствует целая палитра мнений: как развивать образование, по какой модели - западной, восточной или по своей, национальной. Это не должно нас останавливать в развитии российского образования".
Министр добавил, что необходимо рассмотреть возможности масштабирования проекта, в том числе практикуя новые форматы, например, курсы повышения квалификации или подготовительные курсы.
Согласно данным мониторинга большинство филиалов (82%) расположены в странах СНГ, в частности Узбекистане, Казахстане, Армении, Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, Белоруссии и Молдове. Действуют два филиала в Монголии и по одному в Израиле, ОАЭ, Гватемале, Словении, Финляндии и Японии.
Создание филиалов подведомственных Минобрнауки России вузов планируется в Узбекистане, Казахстане, Египте, Саудовской Аравии, Мьянме и на Кубе.
В заседании приняли участие представители Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, НИУ "Высшая школа экономики", Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ", Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, Белорусско-российского университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского университета дружбы народов, Алтайского государственного университета. Они представили свои доклады по реализации международного сотрудничества и обозначили возможные направления развития.
Ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий подчеркнул, что открытие филиалов призвано стать инструментом "мягкой силы": "Сейчас это очень важно - обратить внимание на филиалы всех университетов, поскольку они готовят кадры - будущее этой страны. Через несколько лет мы столкнемся с ребятами, которых мы готовим".
В заключении встречи Валерий Фальков отметил, что необходимо обозначить приоритеты и проработать рекомендации по созданию филиалов для университетов.
С 2014 года в Китае активно развивается Совместный университет, учрежденный МГУ имени М.В. Ломоносова и Пекинским политехническим институтом в Шэньчжэне. Планируется открытие Совместного университета Московского энергетического института и Хэнаньского университета науки и техники, совместного кампуса Санкт-Петербургского государственного университета и Харбинского политехнического университета.
Вместе с зарубежными партнерами реализуется проект "Представительство СПбГУ" с целью развития экспортного потенциала российского образования, популяризации русского языка и культуры. В настоящее время созданы восемь представительств в Греции, Иране, Испании, Италии, Китае, Южной Корее, Узбекистане и Турции.
В Малайзии планируется открытие представительства Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" имени В.И. Ульянова (Ленина) совместно с Росатомом.
В Челябинске завершилась стратегическая сессия по созданию университетских кампусов мирового уровня. На протяжении двух дней представители Минобрнауки России совместно с региональными властями, коллегами из вузовского и предпринимательского сообществ обсуждали перспективы будущего кампуса, направления и условия сотрудничества университетов и индустрии по востребованным научным разработкам, научно-образовательное наполнение планируемого объекта и многое другое.
Главная задача - выработать общую содержательную повестку, согласовать мнения коллективов университетов. Сама идея кампуса подразумевает, что вуз становится институтом городского и регионального развития. Положительные примеры уже есть - университетский городок МГТУ имени Н.Э. Баумана в Москве, кампусы в Новосибирске, Альметьевске, Когалыме. Эти объекты продуманы и в плане интерьерных решений, и в плане программного наполнения.
Подобные стратсессии пройдут во всех регионах, где осуществляется реализация проектов. Они позволят определить эффекты от создания кампуса для целевой модели университетов, риски и проблемы в реализации проекта, обсудить планы на краткосрочную перспективу.
Напомним, проекты по созданию кампусов в разных регионах России реализуются в рамках нацпроекта "Наука и университеты".