Полусценическое исполнение произведения 3 марта на сцене Ленинского мемориала представят солисты и хор Самарского академического театра оперы и балета имени Д.Д. Шостаковича и Ульяновский государственный академический симфонический оркестр "Губернаторский". Дирижировать будет художественный руководитель оркестра, лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" Андрей Данилов.
Опера "Князь Игорь" Александра Бородина - один из символов русского музыкального искусства, в ее основе лежит патриотическая идея верности долгу и народу. Это во многом уникальное произведение в истории русской и мировой классики. К созданию оперы на основе памятника древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" композитор, а по основному роду деятельности - химик-органик, Александр Бородин подошел со скрупулезностью ученого-исследователя. Он взялся за оперу по совету известного критика Владимира Стасова. По словам композитора, сюжет по мотивам "Слова" пришелся ему "ужасно по душе".
Он изучил доступные древние летописи и повести, исследования, посетил места событий в окрестностях Путивля. Композитор настолько погрузился в историю, что отказал всем либреттистам, посчитав их недостаточно компетентными для воплощения такой грандиозной идеи, и сам занялся созданием либретто - описанием сюжета и сочинением полного текста арий, хоров, ансамблей.
Бородин указывал на близость своего сочинения к глинкинскому "Руслану". Эпический склад проявляется в богатырских музыкальных образах, в масштабности форм, в неторопливом, как в былинах, течении действия. "Просвещенный любитель, автор симфоний, квартетов, романсов, при создании оперы Бородин ориентировался на хорошо ему известную европейскую модель - большую французскую оперу с многочисленными хорами, драматическими сценами, развернутыми монологами, балетными номерами. Но, разделяя увлечения своих товарищей по кружку "Могучая кучка", стремился насытить мелодику специфически русскими интонациями и восточными мотивами", - разъясняет музыковед Анна Петрова.
Бородин работал над оперой 18 лет как композитор и автор текста, но не успел закончить ее. После смерти Бородина незаписанные им эпизоды оперы по памяти восстановил Александр Глазунов, а инструментовку значительной части произведения выполнил Николай Римский-Корсаков.
"Слово о полку Игореве" повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Композитор подчеркнул в опере не столько политическую направленность "Слова", сколько его народно-эпические черты. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей. Чтобы оттенить облик Игоря, Бородин по совету Стасова противопоставил ему фигуру князя Галицкого, олицетворяющего собой стихию княжеских раздоров.
Даже с учетом трех авторских подходов первоначальная концепция осталась прежней. Она заключалась в своеобразной оперной реконструкции многих исторических моментов. Например, в либретто оперы выступают половцы, совершавшие набеги на Русь - два действия происходят в их стане. Чтобы наиболее точно представить музыкальный колорит кочевников, Бородин специально ездил в Венгрию, где сохранились их потомки, и изучал там народные песни.
Премьера оперы с большим успехом состоялась в октябре 1890 года на сцене Мариинского театра в Петербурге. Произведение Бородина пытаются осмыслить и современные режиссеры-постановщики - "Князь Игорь" с успехом идет на сценических площадках по всему миру, его мотивы используются в современной музыке, кинематографии.
Самарский академический театр оперы и балета, солисты которого выйдут на сцену в постановке "Князь Игорь" в Ульяновске, - один из старейших музыкальных театров страны. Опера Бородина вошла в репертуар самарцев в далеком 1933 году, с тех пор спектакль пережил семь авторских переработок. Главным "долгожителем" стал проект Бориса Рябикина - постановка 1985 года, продержавшаяся в афише 23 сезона. Нынешняя версия появилась в репертуаре театра в 2010 году.