Эта киноцитата в применении к грядущей церемонии "Оскара"
вполне логична. Ведь ведущим действа назначен "автор"
знаменитого выражения – Нил Патрик Харрис.
Шоу пройдёт в воскресную ночь. У киноманов ещё есть
время посмотреть работы номинантов, чтобы следить
за главным событием в мире кино со знанием дела.
А мы поможем разобраться с фаворитами.
Как высоко взлетит "Бердмэн"?
Лента Алехандро Гонсалеса Иньярриту "Бердмэн" номинирована сразу в девяти категориях: "Лучший фильм", "Лучшая мужская роль", "Лучшая мужская роль второго плана", "Лучшая женская роль второго плана", "Лучший режиссер", "Лучший сценарий", "Лучшая работа оператора", "Лучший звук" и "Лучший монтаж звука".
По словам режиссера, для него съемки этого фильма, который, к слову, стал дебютной работой кинематографиста в жанре черной комедии, – своего рода эксперимент. Он сам не знал, что из этого получится. И, надо сказать, именно оригинальность подхода и привлекла большинство участников проекта – Эмму Стоун, Наоми Уоттс, Эдварда Нортона и других.
Одно из главных достоинств ленты Иньярриту – удивительная операторская работа Эммануэля Любецки: при просмотре "Бердмэна" у зрителя складывается впечатление, что весь фильм – это один непрерывный кадр, что позволяет практически перенестись по ту сторону экрана и вместе с героями прожить их жизни.
И правда, главной задачей, поставленной режиссером перед своей командой, была съемка одной камерой и единым дублем. Нечто подобное в 1948 году на суд общественности представил непревзойденный Альфред Хичкок, сотворивший по такому же методу триллер "Веревка".
Примечательно, что данная задача во многом повлияла на дизайн декораций, которые были созданы в виде своеобразного лабиринта: в качестве основной локации Иньярриту выбрал исторический театр Сент Джеймс. Сцена культурной площадки и его главный вход, показанные в фильме, – настоящие, а все остальные помещения – декорации, специально построенные в павильоне киностудии Kaufman Astoria Studios в Квинсе.
Правда, все усилия, приложенные операторами, актерами и монтажерами, стоили того – даже самые суровые кинокритики с восторгом отозвались о "Бердмэне". Фильм был удостоен крайне высоких оценок мировой прессы и подавляющим большинством признан одним из самых сильных кинопроектов 2014 года.
Мрачная и горькая комедия о славе и жизни в искусстве, о стереотипах и реальностях театрального сообщества Нью-Йорка никого не оставила равнодушным.
Напомним, что в центре сюжета проекта – история некогда успешного актера Риггана Томпсона, который когда-то сыграл супергероя Бердмэна, а ныне пытается поставить пьесу на Бродвее. Он мечтает вернуть себе былую славу, вот только удастся ли ему преодолеть собственное эго и решить семейные проблемы?
Премьера фильма состоялась на Венецианском кинофестивале в августе. В российский прокат фильм попал в прошлом месяце – 22 января.
И что же мы имеем в итоге? Отличная режиссерская работа, один из самых ярких актерских составов, завораживающая операторская работа, оригинальный сценарий и не только – все это сделало "Бердмэна" динамичным артхаусным проектом, который затронул сердца многих зрителей. Думается, прониклись и киноакадемики – они так любят картины про раздвоение личности.
"Отель "Гранд Будапешт": убийца дворецкий?
Картина Уэса Андерсона обязательно понравится большинству киноманов, и на это есть несколько причин: во-первых, в причудливой и невероятно изобретательной ленте сыграло почти два десятка мировых знаменитостей – Рэйф Файнс, Эдриан Броуди, Уиллем Дефо, Джуд Лоу, Эдвард Нортон, Тильда Суинтон и многие-многие другие.
Во-вторых, режиссер славится не только мастерской работой с актерским составом, но также с цветом, музыкой и сюжетом, поэтому вовсе не удивительно, что проект претендует сразу на девять золотых статуэток самой престижной кинопремии в мире: "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший сценарий", "Лучшая работа оператора", "Лучшие костюмы", "Лучший монтаж", "Лучший грим и прически", "Лучший саундтрек" и "Лучшая работа художника-постановщика".
Эксцентричная ретрокомедия рассказывает об увлекательных приключениях легендарного консьержа Густава и его юного друга портье Зеро Мустафы в вымышленной восточноевропейской стране Зубровке, а именно – в известной гостинице в период между двумя мировыми войнами.
Богатая гостья отеля последние два десятка лет дружит с консьержем мсье Густавом и завещает ему ценную картину "Мальчик с яблоком", а вскоре гибнет от рук неизвестного убийцы. Конечно, родственники дамы во главе с ее сыном категорически не согласны с решением покойной, поэтому готовы абсолютно на все, чтобы дорогостоящий холст остался у них – они обвиняют в убийстве Густава.
Теперь главному герою необходимо сбежать из тюрьмы и восстановить свою честную репутацию, конечно, не без помощи преданного Зеро.
Примечательно, что Андерсона вдохновили на создание фильма произведения австрийского писателя Стефана Цвейга. "Я прочитал все его романы, его мемуары, "Вчерашний мир". И хотя наша история, собственно, напрямую не связана с ним, не основывается на его новеллах или романах, она, скорее, проникнута их атмосферой, в ней есть приемы, которые он использовал. И мой замысел состоял в том, чтобы создать наше собственное видение произведений Цвейга. Такое отношение писатель имеет к нашему фильму", – рассказал кинематографист в одном из своих интервью.
Кроме того, за время съемок команда картины посмотрела ряд американских лент 30-х годов, в том числе "Гранд-отель" Эдмунда Гулдинга, "Добрую фею" Уильяма Уайлера, "Люби меня сегодня" Рубена Мамуляна. И эти ленты также оказали свое влияние на съемочную группу.
Что касается мест съемки, то основной локацией режиссером был выбран старый и выполненный в стиле ар-деко универмаг Karstadt, расположенный в Саксонии, в городке Герлиц, что на границе Германии, Чехии и Польши. Частично интерьер "Гранд Будапешта" был отснят в атриуме универмага Gоrlitzer Warenhaus, а частично на киностудии.
А вот над внешней "картинкой" отеля трудился художник Адам Штокхаузен. На основе старинных фотографий отеля "Бристоль Палас" в Карловых Варах и отеля "Геллерт" в Будапеште он создал макет, который в ленте и увидели зрители.
Не меньше сил было затрачено гримерами и визажистами проекта. Так, например, над Тильдой Суинтон профессионалы своего дела “колдовали” по несколько часов, чтобы она приняла образ 84-летней вдовы.
Несмотря на трагичность сюжета, "Отель "Гранд Будапешт", как и большинство фильмов о гостиничной жизни, будит жажду путешествий и интерес к большим роскошным зданиям.
Нельзя не отметить, что каждый новый фильм Андерсона – это всегда событие. По крайней мере, для любителей "умного кино". Возможно, юмор кинематографиста поймут не все, однако поклонников его творчества найдется немало – проект вполне может прийтись по вкусу широкому кругу зрителей, а не только претенциозным киноманам-интеллектуалам.
"Левиафан" – в лидерах
Главные номинанты на "Оскар" были объявлены 15 января, а авторитетная букмекерская контора William Hill еще раньше определила победителя в номинации “Лучший фильм года”. С тех пор соотношение сил не изменилось, более того – теперь английские букмекеры практически не сомневаются, что победителем станет полудокументальный фильм "Отрочество", который режиссер Ричард Линклейтер снимал 11 лет. Во многом укрепление позиций фильма, документально показывающего взросление американского мальчика Мейсона, связано с победой Линклейтера на 64-м Берлинcком кинофестивале. Коэффициент букмекера до объявления номинаций был 2.37, сейчас шансы фильма на победу увеличились в два раза, коэффициент равен 1.06. Чтобы заработать, например, 100 рублей со ставки на этот коэффициент, вам нужно поставить 1100 рублей. Однако практика показывает, что если в спорте букмерские коэффициенты практически всегда позволяют определить фаворита, то в кино ситуация немного иная: известны случаи, когда номинанты с таким же коэффициентом не получали наград.
"Отель "Гранд Будапешт" – второй наиболее вероятный победитель в номинации "Лучший фильм". Коэффициент букмекера – 13.00.
В номинациях "Лучший актер" и "Лучшая актриса" абсолютными фаворитами являются Майкл Китон и Джулианна Мур ("Все еще Эллис"). И если у Китона еще есть какой-то реальный конкурент в лице Эдди Редмэйна из "Вселенной Стивена Хокинга" (коэффициент Китона – 1.53, Редмэйна – 2.37), то в победе Мур букмекеры уверены абсолютно: коэффициент Джулианы – 1.05, а ее главного соперника – Риз Уизерспун ("Дикая") – 11.00.
Ветхозаветная притча о современной России “Левиафан” Звягинцева, которую уже потребовали не допустить к российскому прокату православные активисты, поборется за "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". В отношении этой номинации прогнозы разных контор разнятся. Известные зарубежные конторы считают "Левиафан" либо главным претендентом на победу, либо имеющим такие же шансы, как и польский фильм "Ида". Болеем за Россию!
Кстати
Оскар считается главной кинематографической премией в США.
В состав Академии входит чуть более 6000 человек.
Дизайн статуэтки Оскара был разработан Седриком Гиббонсом. Каждая статуэтка изготавливается из покрытого золотом британниума и покоится на постаменте из черного мрамора.
Высота статуэтки – 34 см, диаметр подиума — 13 см, вес – 3,85 кг. Фигурку делают в пять этапов: сплав олова со свинцом покрывают медью, потом никелем, затем серебром и, наконец, 24-каратным золотом. Статуэтка изображает рыцаря с мечом в руках, стоящего на катушке с кинопленкой. Катушка состоит из пяти частей, символизирующих пять направлений академии (актеры, режиссеры, продюсеры, технические специалисты и сценаристы).
Рекордсменом по количеству завоеванных золотых статуэток по сей день остается Уолт Дисней – 26 премий.
Рекорд по количеству наград (11) делят три фильма: "Бен-Гур" (1959), "Титаник" (1997) и "Властелин колец: Возвращение короля" (2003).
Фильм "Властелин колец: Возвращение короля" (2003) добился уникального достижения, завоевав 11 наград из 11 возможных, антирекорд принадлежит фильму "Цветы лиловые полей" (1985) – ни одной награды из 11 возможных.
Длина красной дорожки — около 150 метров, ширина — около 10-ти.
Чтобы звезды не запутались, кто где сидит, на кресла ставят плакаты с их портретами и именами. Актеров, сыгравших вместе в одном фильме, сажают рядом, но при этом учитывается и их семейное положение: супруги и просто возлюбленные тоже будут находиться в зале возле друг друга.
После того как победители в каждой категории определятся, карточки с их именами помещаются в конверты, которые распечатываются на сцене во время церемонии. Сотрудники Pricewaterhouse изготавливают два набора таких конвертов и помещают их в специальные портфели. Накануне вручения "Оскара" два портфеля доставляются на место проведения церемонии в разное время и разными маршрутами, которые также держатся в строгом секрете.