С 5 марта по 24 апреля в Ульяновске пройдет юбилейный 60-й Международный музыкальный фестиваль "Мир, эпоха, имена" - главное ежегодное музыкальное событие региона.
Программу музыкального марафона объединит мероприятия, посвященные крупным датам российской истории и культуры - 100-летию образования СССР и 150-летию со дня рождения Александра Скрябина.
Главным участником фестивальных концертов по традиции станет Ульяновский государственный академический симфонический оркестр "Губернаторский" (художественный руководитель и главный приглашенный дирижер Фабио Мастранджело).
Основной принцип формирования фестивальных программ - жанровое разнообразие, приглашение именитых солистов и лучших творческих коллективов страны, исполнение шедевров музыкального искусства, сочинений современных композиторов.
Для участия в концертах фестиваля приглашены дирижеры Юрий Ткаченко, Антон Шабуров, Айрат Кашаев, пианисты Денис Мацуев, Алексей Чернов, Евгений Михайлов, органист Владислав Муртазин, флейтист Кристиан Деляфонтен (Швейцария), вокалисты Наталья Павлова (сопрано), Илья Селиванов (тенор), Эльмира Калимуллина (сопрано), Илюса Хузина (сопрано), Евгений Южин (тенор), актер театра и кино Владимир Кошевой.
В Год культурного наследия народов России в структуру фестиваля включены два специальных проекта. На Всероссийскую творческую школу дирижеров народных оркестров приедут народный артист России Владимир Андропов, председатель творческой комиссии "Народные инструменты" Московского музыкального общества Анатолий Цеп, профессор кафедры дирижирования Саратовской государственной консерватории Кирилл Ершов.
Второе событие - авторский вечер заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан Эльмира Низамова, члена Союза композиторов России.
Среди приглашенных коллективов - Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н.П. Осипова под управлением народного артиста России Владимира Андропова и Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением народного артиста России Валерия Полянского.
Откроет фестиваль концертная программа, посвященная памяти Майи Плисецкой. Ульяновский государственный академический симфонический оркестр "Губернаторский" исполнит музыкальные произведения, созданные для балетной сцены - под эту музыку танцевала великая балерина, блиставшая в каждой исполненной ею роли.
Какими только титулами не награждали балерину поклонники и журналисты: "символ русского балета", "женщина-эпоха", "королева балетной сцены". Известный французский критик Андре Филипп Эрсен считал, что для ее характеристики достаточно трех слов: гений, мужество и авангард.
Народная артистка СССР, лауреат премии Парижской академии танца, почетный доктор университета Сорбонны, почетный профессор МГУ - это далеко не полный список званий и наград Майи Михайловны.
Майя Плисецкая родилась в 1925 году и ушла из жизни в 2015 году за полгода до своего 90-летия. Природа наградила ее уникальными балетными данными: большим шагом, высоким прыжком, великолепным вращением, мощным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке. Особое впечатление производили руки балерины - гибкие, трепетные, сильные, всегда ведущие в танце свой выразительный монолог.
Артистка исполнила несколько десятков балетных партий, в последний раз встала на пуанты в 80 лет в номере "Аве Майя", поставленном Морисом Бежаром специально для нее.
В концертной программе прозвучит музыка, ставшая основой балетных постановок на сцене Большого театра с участием Майи Плисецкой. Бесспорными удачами в 1950 году стали выступления Плисецкой в оперных спектаклях, в том числе, в партии Вакханки в балетной сцене "Вальпургиева ночь" из оперы "Фауст" Шарля Гуно. Вскоре после этого спектакля Плисецкая получила свое первое почетное звание - заслуженная артистка РСФСР. В роли Джульетты Плисецкая впервые выступила в 1961 году, тоже на сцене главного театра страны, уже будучи народной артисткой.
В 1967 году в Москве состоялась мировая премьера балета "Кармен-сюита". Майя Плисецкая давно мечтала выступить в роли Кармен и обращалась с просьбой адаптировать музыку Бизе для балета к Дмитрию Шостаковичу и Араму Хачатуряну, но они не решились взяться за это. Осуществить мечту балерины сумел ее муж Родион Щедрин, который блестяще справился с задачей, за двадцать дней сделав транскрипцию легендарной оперы Бизе. Поставил "Кармен" кубинский балетмейстер Альберто Алонсо. Эта роль осталась навсегда связанной с именем великой балерины и стала одной из ее визитных карточек. "Я умру. Кармен останется", - говорила Майя Плисецкая журналистам.