В историко-мемориальном центре-музее И.А. Гончарова открылась выставка "Некрасов. Три реки". Она демонстрируется в рамках соглашения о сотрудничестве между Ульяновским областным краеведческим музеем и музеем-заповедником "Карабиха".
Фигура Николая Некрасова - знаковая для русской литературы. Жизнь и творчество великого поэта, издателя, журналиста по сей день остаются предметом пристального внимания и горячих дискуссий. Выставка обращает к наследию классика, раскрывает ключевые темы, связанные с биографией и творчеством поэта, с местами, которые предопределили его мировоззрение и жизненный путь. Она подготовлена к юбилею поэта - в 2021 году отмечалось 200-летие со дня его рождения.
Будущий литератор родился в семье заядлого игрока в карты, человека азартного и деспотичного. Мать, наоборот, была мягкой женщиной. Поэтому в Некрасове долго боролись две черты характера - жесткость и утонченность.
По настоянию отца Николай поступил в ярославскую гимназию, где из мальчика хотели сделать "человека интеллигентного". Однако юному Некрасову было скучно учиться, предметы гимназии он находил поверхностными и нудными. Без конца сочинял сатирические стишки о преподавателях и директоре учебного заведения. Мальчик учился с двойки на двойку, и отец решил "воспитать неблагодарную детину", отправив будущего писателя на военную службу.
Некрасов не смог прижиться и там, он сбежал. Поехал в Санкт-Петербург и стал вольным слушателем филологического факультета в государственном университете. Изучал литературу и историю, продолжал писать стихи. Отец жутко разозлился из-за такого исхода и лишил сына денег.
Начались тяжелые для молодого человека времена - он скитался по подворотням в поисках еды, брался за любое дело, лишь бы заработать копейку, часто менял квартиры, поскольку не мог своевременно оплачивать проживание. Но несмотря на это, будущий поэт не переставал заниматься филологией, в 1840 году он выпустил первый стихотворный сборник "Мечты и звуки".
Увы, книга стала настоящим провалом и не привлекла внимание критиков. Некрасов тяжело переживал неудачный дебют и в конце концов скупил оставшиеся экземпляры книги, а затем уничтожил их.
Поражение не остановило начинающего поэта. Он нашел свое призвание в издательском и редакторском деле: стал выпускать толстые журналы "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник". Работал над выпусками "Отечественных записок". Они имели бешеный успех.
Некрасов принимал активное участие в разработке номеров "Современника", а впоследствии стал одним из собственников журнала. Благодаря этому он окружил себя известными писателями и поэтами: стал сотрудничать с Толстым, Достоевским, Островским, Белинским, Чернышевским.
Правда, наследственность отца давала о себе знать. Наряду с литературным талантом и грамотностью редактора проявились жадность, азартность и грубость. Некрасов легко мог нагрубить постояльцам литературного кружка, временами уходил в загул. Он оставлял дела своих редакций ради картежных марафонов, длившихся по несколько дней. Белинский говорил о нем: "С вами, батенька, играть опасно, без сапог нас оставите!".
Фёдор Достоевский считал Николая Некрасова третьим по значимости поэтом России - на первое и второе место он ставил Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. Действительно, Некрасов оставил богатое литературное наследие. К его известным произведениям относятся "Русские женщины", "Железная дорога", "Дедушка Мазай и зайцы", "Мужичок с ноготок", "Размышление у парадного подъезда". А поэму "Мороз, Красный нос" любой помнит по строкам: "Есть женщины в русских селеньях …".
Вершиной творчества Некрасова считается поэма "Кому на Руси жить хорошо". В ней поэт описал русские характеры и быт крестьян. По сюжету семеро мужиков отправляются в путешествие по Руси, чтобы посмотреть, кто живет счастливой жизнью после отмены крепостного права. Однако путешественники едва ли находят таких персонажей - всюду видят разруху и несправедливость. Лишь в конце путешествия они постигают главное - счастье русского человека в народном единстве.
При организации выставки образ реки был выбран неслучайно, он рассматривается как множественный символ, линия жизни и творчества. Река Некрасова - это, с одной стороны, водоворот событий, сплетение судеб, бурлящий творческий поток, с другой - испытание, очищение, приобретение нового знания, новый жизненный рубеж. Свой исток она берет в детстве поэта, проведенном на Волге, затягивает в водоворот петербургской жизни, а берега рек Которосли и Керести даруют отдых, уединение, прилив творческой энергии и жизненных сил.
Экспозиция дополнена подлинными предметами из собрания Ульяновского областного краеведческого музея и редкими изданиями из фондов Дворца книги.