Он является художественным руководителем и дирижером Ульяновского государственного оркестра народных инструментов.
– Когда и как вы начали заниматься музыкой? И почему выбрали баян?
– Мне было около пяти лет, когда родители отвели старшего брата в музыкальную школу. Он начал учиться играть на баяне, а когда делал перерывы и отставлял баян без присмотра, к инструменту подходил я и тоже пытался что-то "сыграть". Со временем стало получаться, хотя на тот момент я еще не знал нот. Родители заметили мой интерес и вслед за братом отправили меня в класс преподавателя Станислава Ивановича Зевахина. Кстати, брат тоже стал музыкантом, сейчас он живет в Ханты-Мансийском автономном округе и преподает игру на баяне в музыкальной школе.
– То есть других вариантов, кроме как стать музыкантом, не рассматривали?
– С тех пор, как стал всерьез заниматься в музыкальной школе, не было ни единой мысли, что моя профессия будет вне этой сферы. Я целенаправленно занимался музыкой, более того – экстерном окончил девятый класс общеобразовательной школы, чтобы скорее поступить в музыкальное училище.
Когда встал вопрос о продолжении образования после училища… с первого раза не поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных. А второго раза не оказалось, потому что вскоре у меня появилась семья. Зато я стал студентом УлГУ. Четвертый и пятый курсы окончил экстерном. Десять лет работал в родном вузе преподавателем. А моим педагогом в университете был вышеупомянутый Станислав Иванович, я до сих пор продолжаю считать его Учителем.
– Случалось ли вам использовать свое исполнительское мастерство в необычных обстоятельствах?
– Однажды с делегацией УлГУ мы вылетали из Шанхая. Мы уже находились в самолете, но взлет сильно задерживался. Большая часть пассажиров – китайцы. Они, собственно, и начали первые: стали заваривать доширак, запах которого распространился по салону. Тогда один из членов делегации не выдержал и откупорил напиток, предусмотрительно купленный в дьюти фри. Ну и раз пошла такая гулянка – достаю баян… В общем, "Катюшу" пели уже стройным хором вместе с восторженными китайцами.
– Вот уже третий концертный сезон вы являетесь дирижером и художественным руководителем оркестра народных инструментов. По какому принципу составляете репертуар?
– Еще когда работал в оркестре в качестве баяниста, замечал, что концерты, которые мы давали для молодежной аудитории (в техникумах, училищах), практически не получали отклика. Ребята слушали максимум два произведения, а дальше "уходили" в свои гаджеты. Считая себя еще молодым человеком, я стараюсь включать в программу музыку, которую слушают и понимают. Определенный процент современных произведений просто необходим на концертах. Здесь важно и заинтересовать публику, и сохранить традиции исполнительства на народных инструментах. Сейчас мы формируем программу, ориентированную на студенчество. И это будут не привычные народные мелодии в современной обработке, а нечто созданное вновь – с элементами рока, джаза и других ритмов. Сегодня столько направлений, что в них можно потеряться, и нам, профессионалам в музыке, нужно жить в ритме XXI века. Современной молодежи нужны звуковые эффекты, поэтому еще одна задача – сбалансировать эту потребность. Но для этого сначала надо "зацепить". Есть музыкант Геннадий Калмыков. Чтобы популяризировать гармошку, он пошел играть в ночные клубы, и молодежь здорово это принимала.
В одной из наших детских программ был эпизод с рэпом. Кроме того, играли музыку Кипелова. После нас Тольяттинский оркестр народных инструментов выступал с целой программой рок-музыки.
– Идет ли молодежь в народники? Как вы решаете проблему пополнения оркестра молодыми кадрами?
– В Ульяновской области достаточно талантливых детей, и этот потенциал нужно развивать. Проблема в том, что, оканчивая музыкальное училище, они уезжают в Саратов, Тольятти, Казань, Нижний Новгород, и конечно, в Москву и Санкт-Петербург. Редко кто возвращается. Нам просто необходимо отстаивать сохранение кафедры инструментального исполнительства в университете, и особенно важно увеличивать количество бюджетных мест.
Оркестр стремительно развивается, растет потребность в талантливых кадрах. И мы имеем возможность дать им все, что необходимо для творчества и профессионального роста. Пока объявляем всероссийские конкурсы на замещение вакантных должностей – приходится искать музыкантов по всей стране.
А нашим вкладом в будущее народного оркестра я считаю создание и проведение интерактивных концертных программ, где дети могут поучаствовать в процессе: встать за дирижерский пульт, попробовать поиграть на инструментах, спеть вместе с настоящим оркестром. После таких концертов ребята идут на сцену, рассматривают инструменты, фотографируются с ними, и вот тут начинают интересоваться – где можно научиться на этих инструментах играть? Мне кажется, это правильный путь.
– С этого сезона главным дирижером оркестра стал Артём Белов. Расскажите, пожалуйста, какие новшества принесло это событие?
– Появился другой подход к уровню подготовки музыкантов, качеству звучания. Это сильный скачок в репертуарном плане. Белов – мультиинструменталист, композитор и аранжировщик. Он буквально заваливает коллектив новыми партитурами. Оркестрантам непросто осваивать такой объем, но их профессиональный рост очевиден. У нас с Беловым сложился творческий тандем, мы оба работаем не для галочки, а от всей души и с большой любовью к своему делу.
– На какие ближайшие концерты вы хотели бы пригласить студентов?
– 11 апреля в малом зале Ленинского мемориала состоится творческий вечер Артёма Белова, где прозвучат его авторские произведения. 21 апреля запланирован концерт "Елисейские поля" – программа о Франции. К нам приедет Ирина Ефимова, наша землячка – эстрадная вокалистка, которая будет исполнять песни Эдит Пиаф.
– Что вы могли бы пожелать студентам и выпускникам университета?
– Я очень благодарен альма-матер за незабываемые годы жизни, за открытость и творческую свободу. Благодаря университету я побывал в разных странах, мы ездили на конкурсы, УлГУ всегда помогал и способствовал развитию.
Желаю студентам каждый день открывать для себя что-то новое и по возможности применять это в жизни. Сейчас вокруг нас – грандиозный поток информации, нужно научиться ориентироваться в нем, выявлять полезное, отсеивая хлам. Сталкиваясь со сложностями, не замыкаться в себе, а идти дальше. Ставить цели и стремиться к ним.