Во времена СССР он одним из первых оценил возможности и потенциал вычислительной техники, сейчас Боровков – эксперт в вопросах цифровой экономики. У этого человека так много занятий и должностей! Проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, научный руководитель Института передовых производственных технологий, менеджер университетской программы "5-100", соруководитель рабочей группы "Teхнет" – кросс-отраслевого направления Национальной технологической инициативы, член рабочей группы Экономического совета при Президенте РФ по направлению "Цифровая экономика", руководитель проектного офиса Фабрики будущего в Санкт-Петербурге и др.
Универсальность его мышления объяснима: Боровков окончил, наверное, самый продвинутый факультет питерского "политеха" – физико-механический, который создавали легендарные Абрам Иоффе и Степан Тимошенко (затем принесший славу американскому Стэнфорду), где заместителем декана был Пётр Капица.
В Ульяновском государственном университете Алексей Иванович ознакомился с инновационной базой опорного вуза, выступил с лекцией перед студентами и преподавателями, принял участие в заседании регионального совета по промышленной политике, а также посетил базовую кафедру вуза на "Авиастар-СП".
– Алексей Иванович, вы сегодня прочли лекцию о проблемах цифровой трансформации. Это новый термин и новая отрасль. А насколько быстро высшая школа откликается на появление таких сфер, готовы ли вузы подпитывать прорывные направления кадрами?
– Чтобы выпускать специалистов для осуществления цифровой трансформации, вузам нужно иметь тесные контакты с высокотехнологичными компаниями. Если в учебном заведении есть команды, взаимодействующие с производством, то эти коллективы являются носителями новых идей и формируют вокруг себя инновационную среду. И уж совсем здорово, когда к работе в таких командах привлекаются студенты. В Ульяновском госуниверситете я увидел пример эффективного партнерства с "Авиастаром".
– Вы занимаете должность проректора по перспективным проектам. Каким образом чутье подсказывает вам, что та или иная инициатива "выстрелит"?
– Обычная практика, которая десятилетиями складывалась в вузах, – они сами генерируют идеи, сами пытаются воплотить их в жизнь, а потом выходят с ними на рынок. Мировая практика и статистика показывают, что успешными оказываются процентов десять таких проектов. Остальные 90 процентов востребованных инициатив, за которые готовы платить, разрабатываются в промышленной сфере. Потому что промышленность очень быстро движется вперед и ставит новые задачи. Поэтому нужно угадывать практическую направленность проекта, потребность в нем на рынке. Важно изучать рынок и ориентироваться на него. Именно этого, увы, не хватает российской науке.
– Какова, на ваш взгляд, роль университетов в построении экономики будущего?
– Возьмем пример УлГУ. Это опорный университет. Значит, вуз должен быть основным поставщиком кадров для региона. Но просто готовить перспективные кадры мало. Обучишь слишком хорошо, и они найдут себе применение в более крупных городах или за границей. Значит, при качественной подготовке специалистов регион должен обеспечить условия их закрепления на родине. Тогда вузы будут работать на экономику.
– Расскажите, пожалуйста, о реализации программы "5-100", направленной на интеграцию российских вузов в международное образовательное пространство.
– Программа "5-100" направлена на повышение престижа российских вузов в мировых рейтингах. Эти рейтинги создавались в свое время с учетом особенностей англосаксонской образовательной системы, когда мы были оторваны от запада. Программа "5-100" начиналась до санкций. Сейчас ее надо немного по-иному воспринимать, потому что мы меньше ориентированы на Европу и Америку и больше сконцентрированы на проблемах внутри страны. Очевидно, что интегрируясь в международное научно-образовательное пространство, вузы должны выступать как центры создания инноваций и действовать в плотной связке с бизнесом в русле непрерывного образования.
– Вас называют специалистом по решению нерешаемых задач. В быту это помогает?
– Если бы еще и в повседневной жизни были нерешаемые задачи, было бы совсем сложно (смеется). Речь идет о вызовах и запросах, которые выдвигает промышленность. И тут как раз совет молодежи – не надо бояться новых сложных задач, потому что если вы решаете одни и те же, будете топтаться на месте. Только осваивая новое, развиваешься.