Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина,
до 1 июня
Билл Виола - такой же классик видео-арта, как любимые им Микеланджело и Караваджо - классики искусства высокого Возрождения и барокко. Виолу называют «Рембрандтом видео-арта», и он многое сделал, чтобы этот жанр признали высоким искусством. Настолько много, что его показывали как в христианских храмах, так и в храмах искусства, то есть музеях: от Национальной галереи в Лондоне до Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В коллекции последнего в 2018 году появилось видео Виолы «Море безмолвия». Видеополотна художника производят на зрителя впечатление, сравнимое с тем, что испытывал человек Средневековья, попадая в готический собор. Видео «Нантский триптих» 1992 года смотреть тяжело физически: на трех экранах параллельно идут проекции с рожающей женщиной, девушкой, которую держит мужчина, и умирающей престарелой матерью.
Первая персональная выставка Виолы в российском музее - самая ожидаемая этой весной - в нашей стране его знают и любят с 90-х годов. Привезут более 20 работ последних лет, например, «Мучеников» - повествование о страдальцах, испытавших силу всех четырех стихий, созданное для лондонского собора Святого Павла.
«Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки,
прогнозы в эпоху коронацена»
Музей современного искусства «Гараж»,
26 марта - 4 июля
Прошлой весной художник Джошуа Ситарелла провел на стриминг-сервисе Twich несколько конференций, посвященных пандемической реальности, и ввел термин «эпоха коронацена». Это понятие взяли на вооружение кураторы «Гаража» для выставки, задуманной как раз во время режима самоизоляции. У проекта две задачи: помощь российским художникам и творческим коллективам, а также исследование обширной и интригующей территории художественных спекуляций - умозрительных рассуждений о возможном. Участников отобрали по результатам open call’а, а саму выставку кураторы мыслят как динамическую платформу для презентации широкого спектра прогнозов, прозрений и сценариев, обращенных не только в будущее, но и к возможным версиям прошлого или настоящего. Ограничений нет: можно спекулировать на темы альтернативной экономики или теории заговора, новых форм занятости или биополитики. Среди участников: группа «МишМаш», Кирилл Савченков, Genda Fluid, группа АРXIV, кооператив «Техно-Поэзия» и коллектив «Что делать».
Уютный галерейный спин-офф грандиозной выставки «Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России» в Новой Третьяковке, которая продлится до 10 мая. Один из ее главных героев - Франсиско Инфанте, основатель группы художников-кинетистов и инженеров «Арго», создатель кинетических и световых объектов, ленд-арта, абстрактных холстов и фотографий. Все эти произведения объединяет одно - интерес к исследованию бесконечности космоса и структуры Вселенной. По просторам интернета гуляет байка (а может, и нет), что мобиль, успокаивающий нервы, из квартиры Самохвалова в «Служебном романе» создал как раз Инфанте.
«Артефакты» - инсталляцию под открытым небом - художник сделал в 1968 году вместе со своей женой Нонной Горюновой, затем проект перерос в одноименный цикл. Инфанте и Горюнова используют и развивают свой художественный метод: выбирают единственную идеальную точку съемки для вручную сконструированных инсталляций, чтобы создавать зрительные метафоры - артефакты. На выставке в галерее Алины Пинской показывают абстрактные холсты Франсиско Инфанте 60-х годов - диалог с русским авангардом - и новые «Артефакты» из серии «К ночи».
«ВХУТЕМАС 100. Иллюминаторы завтрашних городов.
Архитектурный факультет»
Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева,
до 23 мая
В этом году исполнилось 100 лет со дня создания Высших художественно-технических мастерских - знакового творческого института страны, который определил путь дизайнерского образования в России XX века. В честь юбилея в Москве открылось уже три выставки, самая крупная - «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда» в Музее Москвы. Грубо говоря, ВХУТЕМАС - это советский Баухас, эти школы и возникли практически одновременно. Но в отличие от немецкого собрата, в московском институте лидирующие позиции занимал именно архитектурный факультет. Ему и тем, кто там учился и преподавал, а также самим методам инновационной архитектурной пропедевтики, посвящен проект в Музее имени Щусева.
В единое повествование кураторы сложили более 200 предметов: от эскизов Центрального телеграфа Щусева и павильона Жолтовского на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке до абстракций Любови Поповой, которая вела пропедевтический курс «Цвет» на пару с архитектором Александром Весниным.
Андрей Сяйлев. «Магазин Коллекционер»
CubeMoscow, PAGallery,
до 2 мая
Андрей Сяйлев уже много лет умело препарирует визуальное воплощение русской низовой шопинг-культуры - бренд продуктов питания «Каждый день», обертки маковских бургеров или кассовую ленту из «Ашана». Свой новый проект «Магазин Коллекционер» Андрей показывает в галерейном кластере Cube Moscow на одном из этажей отеля The Ritz-Carlton - вблизи очагов элитного потребления.
Объекты искусства художник представил в качестве товаров под единой торговой маркой крупного гипермаркета: шарик с надписью «Московский воздух» или свитшот с надписью «Флаг страны» - все в характерных желто-синих тонах. Сам сайт проекта оформлен в духе «маргинального дизайна»: кричащие баннеры «Хит продаж», набранные растянутым шрифтом Arial, и раздражающая бегущая строка «Искусство. Дешево». Несмотря на визуальный треш, шарфы и платья с принтом - чековой лентой в «белом кубе», кажутся идеальным товаром, как вещи Balenciaga и Vetements в ЦУМе. Сяйлев показывает отношения искусства и капитала в форме игры, где главный предмет - дорогостоящий символ благосостояния - растворяется в пародии на тиражное искусство для всех.
Василий Кононов-Гредин. «Русская смерть»
Музей Art 4,
22 апреля - 11 июня
Василий Кононов-Гредин родился в северном городе Уржуме Кировской области в семье православного священника, многие его родственники были репрессированы и сосланы в лагеря. «Вся христианская традиция основана на мысли о смерти, а пространство храма - это пространство тотальной инсталляции, в которой я вырос», - рассказывает художник. Проект «Русская смерть», как и популярная книга «Археология русской смерти» исследователя Сергея Мохова, посвящен значению и ритуалам смерти в нашей культуре. Кононов-Гредин собирает материал в этнографических экспедициях по деревням Русского севера, в которые ездит с 17 лет. Он исследует заброшенные деревни Архангельской области, дома, в которых медленно прорастает лес, превращает старинные иконы и полуразрушенные иконостасы в инсталляции, пишет холсты по старым фотографиям со сценами сельских похорон или охоты на медведя. В прошлом году в петербургском Манеже на выставке «Немосква не за горами» художник подвесил под потолком объект «Фонтан» с застывшей «ледяной» водой - так он переосмыслил феномен городского фонтана в провинции, а получилась идеальная метафора смерти.
«Охотники за искусством»
Музей русского импрессионизма,
21 апреля - 29 августа
Есть расхожее заблуждение, что в советское время искусство приобретали разве что ушлые спекулянты, которые за бесценок скупали шедевры авангарда или иконы. Этот миф развеет выставка «Охотники за искусством». В музее покажут 14 частных коллекций 1950-1980-х годов, которые собирали на «одну зарплату» университетские профессора, инженеры, врачи и переводчики-синхронисты. В антикварных лавках и у таких же любителей искусства они покупали работы Константина Коровина, Александра Бенуа, Казимира Малевича, Наталии Гончаровой, Бориса Григорьева и Кузьмы Петрова-Водкина. Наглядную историю советского коллекционирования по кусочкам собирали в партнерстве с петербургской KGallery, которая специализируется на выставках искусства XX века из частных собраний. Выставки Кустодиева, Серебряковой или Сомова в галерее на Фонтанке собирали толпы посетителей, а по уровню экспонатов не уступали музейным проектам.
«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»
Новая Третьяковка на Крымском валу,
23 апреля - 22 августа
Совместный проект Третьяковки и Государственных художественных собраний Дрездена - коробочка с тройным дном. Сначала зрителю предлагают ожидаемый диалог живописи немецкого и русского романтизма: Каспар Давид Фридрих и Александр Иванов, Филиппа Отто Рунге и Алексей Венецианов, философские пейзажи и новый язык религиозного искусства, взаимовлияния и проникновения. Известный факт: поэт и наставник цесаревича Василий Жуковский дружил с Каспаром Давидом Фридрихом, чьи картины украшали личные покои императорской семьи. За этим первым, очевидным, уровнем кураторского повествования спрятан второй. На нем эксперименты со светом и цветом от Джеймса Тарелла соседствуют с фотографиями Вольфганга Тильманса, а видео-арт Гвидо ван дер Верве с работами перформансиста Андрея Кузькина. Эстетика и философия романтизма, по мнению кураторов, не имеют якоря во времени и пространстве. Третье дно - дизайн экспозиции, который доверили американскому архитектору-деконструктивисту Даниэлю Либескинду, спроектировавшему Еврейский музей в Берлине.
Видения звезд. Дебют творческого дуэта ППСС
Фонд культуры «Екатерина»,
до 4 апреля
Павел Пепперштейн и его муза и подруга Соня Стереостырски собрали на трех этажах площадки фонда «Екатерина» парадную галерею портретов звезд популярной культуры. Свое место там нашли Филипп Киркоров в головном уборе из перьев и страз, Алла Пугачева в образе Медузы горгоны, Игорь Николаев и Дэвид Боуи, Вера Брежнева и Жанна Агузарова.
«Список этих иконических персонажей мы составляли достаточно произвольно, руководствуясь своего рода капризом, но тем не менее этот каприз достаточно симптоматичен. Мы попытались проследить определенный узор, то есть создать экспериментальную карту на теле коллективного бессознательного», - объясняют художники.
Если вы вдруг захотите познакомить свою бабушку с историей современного русского искусства, то эта выставка - отличная точка входа, благо портрет Иосифа Кобзона на «Видении звезд» тоже имеется.