Минобрнауки России утвердило новые перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, которые вступают в силу с 1 сентября 2024 года. Соответствующий приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Перечни повысят гибкость образовательных программ высшего образования для соответствия потребностям экономики и рынка труда. В них введены укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГСН) и новые области образования. Среди последних - "Информационно-коммуникационные технологии", "Транспорт", "Социальная сфера и сфера услуг", "Образование и педагогические науки". В укрупненные группы специальностей и направлений включены "Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект", "Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии", в отдельные УГСН выделены "Кораблестроение и морская техника" и "Управление, эксплуатация и инфраструктура водного транспорта".
"Создание новых перечней обусловлено требованиями экономики, которая трансформируется высокими темпами. Современный мир перешел на другой технологический уклад, когда каждый год появляются новые виды деятельности, специальности, рабочие места. Например, стремительно развиваются IT-отрасль, науки о жизни, робототехника и так далее. При этом последний раз действующие перечни специальностей и направлений утверждались почти 10 лет назад и, очевидно, отстали от современных запросов экономики и рынка труда", - уверен министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Введены новые специальности и направления подготовки, в общем объеме новых перечней их доля составляет 20 %. Появились "Фундаментальная, прикладная и синтетическая биология", "Медицинская микробиология", "Системы искусственного интеллекта", "Техническая кибернетика и информатика", "Социотехнологическое обеспечение национальной безопасности", "Управление специальным информационно-технологическим обеспечением", "Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры", "Инженерия в агробизнесе" и другие.
Квалификация в квадрате
Работа над перечнями проводилась в рамках деятельности по разработке образовательной программы формата "2+2", чтобы студенты могли получать дополнительные квалификации, обучаясь по основным профессиональным образовательным программам. Новые перечни дают возможность получить две квалификации благодаря принципу свободного перехода с одного образовательного направления на другое.
"Студентам будет дана возможность получить второй дополнительный профиль, без снижения уровня фундаментальности и качества получаемого высшего образования. Возможность изменять свою образовательную траекторию даст большую свободу студентам, повысит осознанность выбора направления подготовки и в итоге будет способствовать росту конкурентоспособности на рынке труда", - отметил Валерий Фальков.
Например, обучающийся поступает на УСГН "Биологические науки". После освоения базовой части образовательной программы он вправе выбрать несколько профилей (биология и почвоведение), по результатам их освоения студент получает квалификации "Бакалавр биологии", "Бакалавр почвоведения". Выпускнику выдается один диплом о высшем образовании с указанием в нем двух квалификаций и перечнем всех освоенных дисциплин. Этот же принцип относится к специалитету.
Гибкие образовательные траектории
Важно отметить, что с 2024 года абитуриенты будут поступать не на конкретное направление подготовки или специальность, а на укрупненную группу специальностей и направлений подготовки с последующим выбором конкретного направления подготовки/специальности после освоения обязательной части.
В свою очередь у вузов есть возможность разрабатывать как базовые образовательные программы, так и междисциплинарные, в том числе по нескольким специальностям/направлениям подготовки.
Кроме того, высшие учебные заведения могут формировать гибкие образовательные программы, соответствующие актуальным потребностям рынка труда и отражающие индивидуальную траекторию обучающегося: содержание дисциплин (модулей), их формат, объем и последовательность освоения предметов в соответствии с образовательными целями и потребностями.
Возможность выстраивать в вузах гибкие образовательные траектории обеспечил принятый в мае 2020 года Федеральный закон №144 "О внесении изменений в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", разрешающий разрабатывать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на УГСН. Это позволяет сформировать единое образовательное ядро подготовки первых лет обучения в каждой конкретной УГСН, а у студента появляется гораздо больше возможностей выбирать различные образовательные траектории в своей группе.
Перспектива разработки ФГОС на УГСН имеет большое значение для вузов. Она означает снижение административной нагрузки и освобождение преподавателей от "бумажного рабства".
Например, если УГСН "Физико-математические науки" включает в себя семь направлений подготовки и специальностей, то сегодня это семь разных ФГОС. С 2024 года, когда перечень вступит в силу, по данной УГСН останется один ФГОС. Таким образом, вместо семи пакетов документов необходимо будет собрать один.
В Минобрнауки отмечают, что новые перечни специальностей и направлений подготовки, утвержденные ведомством, предусматривают 56 УГСН. Количество ФГОС по УГСН и специальностям в области обороны, здравоохранения, искусства и культуры составит 276. В настоящее время действует 638 ФГОС - более чем в два раза больше.
Кроме того, новые перечни устанавливают прямую связь между полученным образованием и присваиваемой выпускникам квалификацией. Теперь квалификация отражает не только уровень образования, но и направление профессиональной деятельности, по которому будет работать выпускник (например, "Бакалавр биологии", "Магистр картографии и геоинформатики", "Горный инженер", "Врач-медицинский микробиолог").
Данный подход позволит работодателю соотнести уровень образования с требованиями к квалификации в сфере труда и повысит конкурентоспособность выпускников.
По рекомендации экспертов
Обеспечена сопоставимость образовательных систем. Новые перечни учитывают области профессиональной деятельности Министерства труда и социальной защиты РФ, сопряжены с международной стандартной классификацией образования МСКО-О-2013 и номенклатурой научных специальностей, по которой присуждаются ученые степени.
При этом сохранены особенности подготовки кадров по отдельным отраслям экономики: специальностям и направлениям подготовки в области обороны, здравоохранения, искусства и культуры.
Принятию документа предшествовала масштабная работа профессионального сообщества и представителей общественности. Участие в деятельности по пересмотру перечней и принятию мер по укрупнению групп принимали федеральные учебно-методические объединения в сфере высшего образования, объединения университетов, представители органов власти, работодатели. Обсуждения предстоящих изменений проходили на площадках Общероссийского народного фронта, Национального совета при Президенте РФ, а также в рамках общероссийского совещания с заинтересованными органами власти и вузами в декабре прошлого года.
По материалам пресс-службы Минобрнауки РФ.
Новость в тему
В УлГУ объявляется прием заявок преподавателей на разработку Университетских курсов по выбору - в рамках реализации программы развития вуза, отобранной Минобрнауки РФ для участия в Программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030", и стратегического проекта "Университет. Талантами становятся".
Подробная информация об условиях участия и сервис для подачи заявок - в личных кабинетах преподавателей в ЭИОС (раздел УКВ).
Проект Университетских курсов по выбору был успешно реализован в УлГУ в минувшем учебном году. Он предусматривает формирование индивидуальных образовательных треков для студентов, исходя из их интересов. Это дает возможность обучающимся определиться с выбором вариантов собственного профессионального и личностного развития, учит делать ответственный выбор в контексте представлений студента о будущем, помогает внести коррективы в уже выстроенный план обучения.
Модуль университетских курсов по выбору содержит перечень дисциплин, направленных на освоение дополнительных компетенций из неосновных предметных областей, из которых студентам и предстоит выбирать - через личный кабинет ЭИОС. Темы самые разные - здоровьесбережение, SMM и PR, IT, иностранные языки. На любой курс могут записаться первокурсники всех направлений, он будет включен в обязательную программу их обучения. Тот или иной курс, предложенный преподавателями УлГУ или приглашенными экспертами, получает право на жизнь, если его пожелают освоить от 25 до 50 студентов.
Авторы проекта уверены: "Актуальным трендом высшего образования сегодня становится индивидуализация обучения. Как следствие, возникает потребность формирования индивидуальной образовательной траектории с активным вовлечением студента в его саморазвитие и совершенствование. Такой образовательный подход позволяет получить не только основную специальность, но и дополнительные компетенции в других областях".