В программу Международного музыкального фестиваля "Мир, эпоха, имена…" включена выставка, посвященная юбилею Александра Скрябина, одного из крупнейших представителей русской музыкальной культуры рубежа XIX-XX веков. Она разместится в выставочных залах квартиры-музея семьи Ульяновых.
Композитор, пианист, философ и новатор Серебряного века появился на свет 150 лет назад. Ему была отмеряна не слишком долгая, но очень насыщенная и яркая жизнь, о чем и рассказывают материалы выставки, предоставленные для экспонирования в Ульяновске Мемориальным музеем А.Н. Скрябина (Москва) и дополненные предметами соответствующей эпохи из фондов Ленинского мемориала.
Годы жизни Александра Николаевича - время, когда художникам пришлось уступить место фотографам, благодаря этому, жизнь Скрябина оказалась фиксированной достаточно подробно. Сохранилось множество его фотопортретов: трогательного малыша, юного кадета, студента, молодого щеголя, признанного музыканта. Уникальные фотографии, документы, страницы дневниковых записей Скрябина откроют интересные факты его биографии, позволят ближе познакомиться с культурной жизнью Серебряного века, окунуться в атмосферу творчества композитора и настроиться на восприятие музыки этого великого мечтателя.
Интересный факт. Композитор был олицетворением того, что называется творческой натурой - непрактичным и невнимательным. Проверяя точность нотных записей своих сочинений за роялем, он играл музыку, которую ему подсказывал внутренний слух, не обращая внимания на несоответствия в нотном тексте. Несколько концертов Скрябина в Париже не состоялись из-за того, что он не смог уладить договорные вопросы. А на конспиративные любовные письма Татьяне Шлёцер композитор забывал клеить марки, поэтому их получали и оплачивали родственники девушки, неодобрительно относившиеся к ее связи с женатым мужчиной.
Среди его друзей были знаменитейшие поэты, художники, театральные деятели. Об их отношениях со Скрябиным, а также о взаимодействии творчества композитора с художественно-философскими исканиями Серебряного века можно узнать в тематическом разделе "Круг Скрябина".
Другом Скрябина и своеобразным "Третьяковым для музыкантов" был меценат Митрофан Беляев. Услышав игру малоизвестного пианиста-композитора, он сразу поверил в его дарование и на протяжении всей своей жизни помогал Александру Николаевичу: оплачивал музыкальные сочинения, лечение в Германии, организовал его первый тур по Европе. О нем и других благотворителях рассказывают документы и фотографии специального раздела выставки "Музыкант и меценаты".
Скрябин - личность во многом неординарная. В определенный момент своей жизни он перестал быть только композитором, пианистом, воплощая собой популярную в то время идею синтеза. Современники называли его философом музыки. "Искусство должно быть праздничным, - говорил он, - должно поднимать, должно чаровать". Но на деле музыка его оказалась столь новой и непривычной, столь дерзкой, что, например, исполнение его Второй симфонии в Москве 21 марта 1903 года превратилось в форменный скандал. Мнения публики разделились: одна половина зала свистела, шикала и топала, а другая, встав возле эстрады, бурно аплодировала. "Какофония" - таким страшным словом назвал симфонию мэтр и учитель Николай Римский-Корсаков, а вслед за ним и десятки других музыкальных авторитетов.
Но Скрябин ничуть не был смущен. Он уже ощущал себя мессией, провозвестником новой религии. Такой религией для него было искусство. Он верил в его преобразующую силу, в творческую личность, способную создать новый, прекрасный мир. Он мыслил модными тогда планетарными масштабами. "Иду сказать им, - писал он в эти годы, - чтобы они... ничего не ожидали от жизни, кроме того, что сами по себе могут создать... Иду сказать им, что горевать не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его".
Под влиянием такого воинствующего оптимизма Скрябин в 1903 году написал знаменитую Четвертую сонату для фортепьяно, в которой передано состояние неудержимого полета к манящей звезде. Для исполнения своей музыкальной феерии композитору понадобилось расширить оркестр, включить хор, фортепьяно, а кроме того, ввести в партитуру нотную строку, обозначавшую цветовое сопровождение, для чего он придумал специальную клавиатуру.
Именно Скрябин создал особую систему, по которой каждому звуку соответствует определенный цвет. Он придумал понятие "цветомузыка", намного опередив свое время.