Предложения по укреплению контактов с бразильскими вузами представили Казанский (Приволжский) федеральный университет, Национальный исследовательский технологический университет "МИСИС", Южный федеральный университет и др.
КФУ предложил расширить взаимодействие с бразильскими вузами в области социально-гуманитарных наук, естественных наук, геологии и нефтегазовых технологий, архитектуры и дизайна, инженерных специальностей, а также в других областях, представляющих взаимный интерес.
Участники заседания приняли решение развить кооперацию по направлению "горное дело" между НИТУ МИСИС и двумя университетами Бразилии.
В настоящее время российские вузы расширяют взаимодействие с коллегами из Бразилии в реализации социальных и культурных инициатив: проводят обучение русскому языку и знакомят с отечественной культурой.
В свою очередь Федеральный университет Минас-Жерайс реализует программы, направленные на углубление образовательных и культурных связей между Бразилией и Россией, включая бесплатные онлайн-курсы для студентов.
ЮФУ выступил с предложением организовать совместные образовательные экспедиции, направленные на популяризацию русского языка, литературы, культуры и образования в Бразилии.
Стороны обсудили разработку двусторонних программ международной академической мобильности. Министерство науки, технологий и инноваций Бразилии выразило заинтересованность в создании программы обмена российских и бразильских исследователей в области квантовых вычислений, коммуникаций и криптографии.
Участники диалога договорились рассмотреть возможность двустороннего отбора совместных научно-исследовательских проектов, отметили эффективную совместную работу по линии БРИКС. Бразильские партнеры выразили готовность принимать активное участие в мероприятиях и инициативах в рамках российского председательства в объединении.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский принял участие в сессии IV Международного Косыгинского форума "Проблемы инженерных наук: формирование технологического суверенитета". Он рассказал об инициативах в сфере достижения технологической независимости страны:
"Формирование технологического суверенитета - важнейшая задача. По-простому, это создание условий, чтобы все, что нужно для нормальной жизни народа и страны, мы делали у себя. Чтобы мы располагали своими технологиями, необходимыми для развития экономики. Конечно, важная роль отводится науке и образованию".
Для подготовки высококвалифицированных кадров Минобрнауки России увеличивает количество бюджетных мест на инженерные направления по программам высшего образования. На 2024/2025 учебный год установлена квота 254081 мест на бесплатное обучение по всем уровням образования, что на 2263 места больше, чем в прошлом учебном году.
Продолжается реализация федерального проекта "Передовые инженерные школы". Это специальные структурные подразделения, которые создаются на базе вузов с участием высокотехнологичных компаний. В этом году их количество будет увеличено с 30 до 50. К обучению привлекаются и талантливые школьники, рассматривающие для себя получение инженерного образования. Во всех передовых инженерных школах ведутся разработки, которые применяются в реальном секторе экономики.
Кроме того, в России функционирует обширная сеть студенческих конструкторских бюро. Их цель - объединить активных участников инженерного творчества, прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Сегодня в 245 вузах функционируют 177 таких бюро и 425 объединений, схожих по деятельности. В прошлом учебном году в их работе приняли участие почти 86 тыс. студентов.
В области профориентации Минобрнауки России сотрудничает с Министерством просвещения РФ. Ведомствами утвержден план мероприятий из 29 инициатив, который включают разработку современных подходов в обучении физике, проведение программ повышения квалификации для учителей и многое другое.
Продолжается реализация проекта "Инженерные классы", где школьники проходят обучение по профилю судо- или авиастроения. На разработанной платформе физикадлявсех.рф предлагаются образовательные курсы для школьников по физике и математике. ЕГЭ по физике стал более ориентированным на потребности инженерных вузов к уровню подготовки школьников. Для повышения интереса к инженерно-техническим профессиям ведущие вузы проводят профильные олимпиады для обучающихся средних и старших классов, среди которых Национальная технологическая олимпиада, Всероссийский конкурс научных работ школьников "Юниор", Высшая проба.
По словам Могилевского важную роль играет ранняя профориентация. Чтобы школьник еще в 7-8-х классах рассматривал перспективу стать инженером, получить профильное образование. Для этого университеты должны работать со школами и работодателями.
Международный Косыгинский форум проводится раз в два года и сфокусирован на решении задач по укреплению технологического суверенитета страны. В этом году он приурочен к 120-летию со дня рождения главы советского правительства Алексея Косыгина. Участие в форуме приняли более 1,2 тыс. представителей российских вузов. Наряду с достижением технологического суверенитета ключевыми темами стали развитие деловых связей с научными партнерами из стран СНГ и Китая.