Участники обсудили приоритетные вопросы обновления системы высшего образования, в том числе распределение бюджетных мест в вузах и сокращение срока обучения в магистратуре.
"Последний год мы очень активно обсуждаем, что важно сделать все, чтобы количество бюджетных мест с определенным перечнем ЕГЭ соотносилось с тем, какое количество выпускников выбирает и сдает соответствующий экзамен", - сказал Фальков.
Министр добавил, что необходимо учитывать особенность всех регионов, сегодня они делятся на две категории: области с замкнутой системой высшего и школьного образования, где 90% выпускников школ поступают в вузы внутри региона, и система "проточная", когда территории ориентируются на выпускников со всей страны. Ко второй категории относятся не только Москва и Санкт-Петербург, но и крупные областные центры, например, Новосибирск, Томск, Самара, Екатеринбург и другие.
Валерий Фальков обратил внимание на успешную реализацию программы "Приоритет 2030", благодаря которой руководители регионов и их профильные заместители активно задействованы в решении вопросов высшего образования и науки.
Участники встречи обсудили вопрос сокращения срока обучения в магистратуре по техническим специальностям в связи с потребностями ряда отраслей экономики.
"Технические вузы активно заявляют о том, что им нужна технологическая магистратура со сроком обучения менее двух лет. С одной стороны, для этого есть накопленный международный опыт, с другой - все будет зависеть от базового высшего образования и образовательных технологий, которые позволят с учетом серьезной включенности индустриальных партнеров и мотивации самих студентов получать качественное образование в более короткие сроки", - пояснил Фальков.
Кроме того, обсуждалась возможность получать образование в магистратуре бесплатно для выпускников специалитета. По словам министра, эта инициатива активно прорабатывается.
В завершение своего выступления Валерий Фальков добавил, что ведомство продолжает последовательную и планомерную работу по созданию новой системы высшего образования: "Мы будем искать возможности, для того чтобы новая система высшего образования была лучше адаптирована к потребностям рынка труда, запросам экономики и в первую очередь учитывала конституционные права, свободы и законные интересы граждан России и иностранцев".
В Год педагога и наставника по всей России стартует специальная программа для молодых ученых. "Работа педагогов и наставников закладывает основу кадрового потенциала и технологического суверенитета страны. Сегодня в российских в вузах более 52 тыс. молодых преподавателей в возрасте до 39 лет. Им предстоит, опираясь на традиции отечественной педагогики и передовые технологии, формировать суверенную систему образования. Поэтому одна из целей Года педагога и наставника - расширить движение наставников. Для этого мы задействуем студенческие научные объединения и советы молодых ученых и получим единый трек профессионального роста - от абитуриента до доктора наук, а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей", - отметил заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.
Среди задач научного наставничества - адаптация начинающих исследователей в научной среде, оказание консультационной, экспертной и других видов поддержки студенческим научным объединениям, создание условий для полноценной работы молодых ученых.
В регионах пройдут мастер-классы выпускников-наставников, интерактивные лектории, конкурсы, а также всероссийские и международные научно-практические конференции. Будет организована работа по привлечению молодежи в педагогическую профессию, распространению опыта лучших наставников, повышению качества образовательных программ. Лучшие преподавательские практики и современные подходы к обучению станут одной из тем юбилейного X Московского международного салона образования.
К программе мероприятий Года педагога и наставника активно присоединяются вузы. С 29 марта по 3 апреля пройдет всероссийский марафон "Диалог педагогических поколений: время учить и учиться". Мероприятие нацелено на обмен опытом: участники из вузов, школ и колледжей обсудят приоритеты образовательных реформ и современные тренды педагогического образования. Марафон состоится в очном и дистанционном формате и объединит около 5 тысяч участников.
Еще одно мероприятие запланировано на 28–29 сентября в Ростове-на-Дону - V Всероссийский научно-образовательный форум с международным участием "Миссия университетского педагогического образования в XXI веке". Его ключевые темы - научно-образовательная политика и интеграция новых субъектов РФ.
Продолжится реализация федерального проекта "Женщины: Школа наставничества", направленный на поддержку талантливых студенток в начале их карьерного пути.