Гран-при Австралии дал старт новому сезону "Формулы 1",
который обещает быть гораздо более интересным
и драматичным, чем прошлые. Мы нашли несколько
причин в пользу того, чтобы следить за ралли в этом году.
Дебют Даниила Квята
Российский гонщик в этом сезоне дебютирует за рулем Toro Rosso. Даниил не первый наш соотечественник в "Формуле 1" – в 2010-2012 году за Renault и Lotus выступал Виталий Петров. Однако Квята можно считать первым, на кого возлагают действительно большие надежды. Оправдывать их он начал с первой гонки, заняв девятое место и став самым молодым гонщиком, заезжавшим в очки в первой своей гонке.
В следующих гонках Даниил должен только прогрессировать, ведь в отличие от Петрова он попал в "Формулу", предварительно пройдя все стадии автоспортивной лестницы – начиная с картинга и заканчивая программой подготовки молодых пилотов Red Bull. В прошлом году россиянин триумфально выиграл юношескую серию GP3 и оказался в "Формуле 1" в статусе дерзкого выскочки с непроизносимой фамилией.
Интерес к Квяту подогревает и команда. Toro Rosso является "придворным" проектом Red Bull Racing – коллектива, выигрывавшего все титулы за последние четыре года. Если Квят будет успешен в Toro Rosso, его ждет переход в Red Bull, а там... Впрочем, не будем забегать вперед: задача на этот сезон – стабильно опережать напарника Жана-Эрика Верня, набирать очки и расти.
Гран-при России
12 октября состоится первый в истории Гран-при России на трассе, построенной в Олимпийском парке Сочи. 100 лет назад, в 1914 году, уже проходили соревнования под названием Гран-при России, но к современной "Формуле 1" они имели весьма опосредованное отношение. До сих пор "самым российским" этапом считался Гран-при Венгрии в Будапеште.
Себастьян Феттель и Red Bull
Феттель и "Ред Булл" в последние годы доминировали и два из четырех титулов взяли кавалерийским наскоком, убивая интригу задолго до конца чемпионата. Прошлый сезон закончился рекордными девятью победами подряд и напоминал избиение младенцев. Смотреть, как Феттель в очередной раз выигрывает поул-позицию, а затем и гонку, спокойно могли только механики "Ред Булла" и Норберт Феттель – отец чемпиона. Феттель стал самым молодым одно-, двух-, трех- и четырехкратным чемпионом мира и вообще напоминал чуму, которая вытравливает из "Формулы 1" всякую азартность.
Тем приятнее было завистникам читать о серьезных проблемах Red Bull на предсезонных тестах нынешнего года. Машине катастрофически не хватало надежности, что вылилось в отставание по скорости. Опасения подтвердились в первой же гонке – Феттель сошел с дистанции уже на третьем круге. Этот провал стал очередной причиной слухов о том, что Феттель не доволен положением дел в "Ред Булле" и уже подыскивает новую команду.
Ненадежные двигатели
Будущий сезон обещает быть богатым на сходы, пожары и свирепое метание перчаток раздосадованными гонщиками, которым не повезло добраться до финиша. Новые силовые агрегаты пока слишком капризны. Особенно это касается двигателей Renault, Red Bull, Toro Rosso, Lotus и Caterham. Лидером по надежности считается Mercedes, однако даже "мерсовцы" комментируют будущий сезон с осторожностью – в боевых условиях не ездил никто. Опасения немецких механиков подтвердились в первой же гонке нового сезона: лидер немецкой команды Льюис Хэмильтон сошел с дистанции уже на втором круге
"Формула 1" образца 2014 года оснащается не просто моторами новой конфигурации (V6, 1,5 литра, турбонадув). Фактически речь идет о гибридных силовых установках, в которых на помощь бензиновому двигателю приходит электрический мощностью до 160 л.с.
Питается он от батареи, а она в свою очередь заряжается двумя генераторами. Первый генератор – это сам электромотор, который в режиме торможения запасает энергию. Второй генератор прицеплен к валу турбокомпрессора и утилизирует энергию отработавших газов. Вся эта конструкция теоретически позволяет автомобилю с вышедшим из строя электромотором доехать до финиша, но с существенным западением скорости. Так что вполне возможно, мы увидим ситуацию, когда лидирующий с 40-секундным отрывом Феттель (или Хэмильтон) вдруг лишается электротяги. Кроме того, новые моторы с наддувом и электробустом отличаются огромным крутящим моментом, поэтому возможны ошибки на выходе из поворотов.
Радикальная смена формата двигателей гарантирует самые внезапные развязки – вроде остановки лидера за один поворот до финиша гонки. Кстати, в этом сезоне общее количество моторов уменьшено с восьми до пяти, так что фактор надежности может сыграть роль в конце чемпионата, когда у некоторых команд просто кончатся новые двигатели (в этом случае гонщик будет терять десять мест на стартовом поле). Все это говорит о том, что по ходу сезона расстановка сил будет меняться неоднократно.
Расход топлива
Гибридная эпопея затеяна автоконцернами ради сближения "Формулы 1" и гражданской техники. А что самое важное для обычных машин в Европе? Расход топлива. Вот и в "Формуле 1" установили жесткий лимит: 100 кг бензина на гонку. Это соответствует среднему расходу топлива в 47 л/100 км, что примерно в два раза ниже, чем в 90-х годах.
Гонки обретают новую грань интереса: теперь важно не только ехать быстро, но и разумно экономить. Тактические игры в "Формуле 1" – не менее интересный фактор, чем обгоны и аварии. Особое значение приобретают интуиция гонщика и умение найти точный баланс между скоростью и экономичностью. Нововведение сыграло важную роль уже в первой гонке. Финишировавший вторым Даниэль Риккардо был дисквалифицирован за превышение лимита.
Dream Team Ferrari
Ferrari пользуется особым почетом, а в этом году хочется болеть за нее особенно сильно. К одному из лучших пилотов "Формулы 1" Фернандо Алонсо добавился Кими Райкконен, который уже ездил за команду в 2007-2009 годах и выиграл один титул.
Финна в России любят за хладнокровие, неразговорчивость и двусмысленные шуточки без тени улыбки. А еще за скорость и безупречную стабильность. Ferrari получила не только пару харизматичных пилотов, но и, возможно, самый сильный состав для борьбы за командный кубок (конкурировать может разве что пара Хэмильтон-Росберг).
Босс "Фиата" Лука ди Монтедземоло пригласил Райкконена в прошлом году, психанув в ответ на критику команды со стороны Алонсо. Теперь все гадают, считать ли Райкконена и Алонсо союзниками или "занозами", которые испортят друг другу сезон. Оба быстры, отличаются сложными, неуступчивыми характерами, так что чемпионат может быть украшен как их альянсом, так и разногласиями.
Чемпионы и новички
Особую напряженность будущему сезону придает сильный состав гонщиков. Троица бесспорных фаворитов – Фернандо Алонсо, Льюис Хэмильтон и Себастьян Феттель. Конкуренцию им могут составить еще один чемпион Кими Райкконен, опытный Дженсон Батон и также опытный, но еще нетитулованный Нико Росберг, который подтвердил свою амбицию, выиграв первый Гран-при.
Неменьший интерес прикован к новичкам, помимо Даниила Квята есть потенциальная суперзвезда – Кевин Магнуссен, который в первой же своей гонке уступил только Нико Росбергу. В прошлые годы McLaren уже делали ставку на дебютанта (тогда это был Льюис Хэмильтон) и чуть было не выиграли с ним титул в первый же год. Сможет ли Магнуссен повторить достижение Хэмильтона?
Еще одним интересным новичком обещает стать новый партнер Феттеля – Даниэль Риккардо. В первой же гонке он пришел вторым, но затем был дисквалифицирован за превышение лимита на расход топлива.
Двойные очки
Выиграть чемпионат досрочно в этом году очень сложно: за последнюю гонку пилоты получат двойные очки. Помимо борьбы за титул это придаст азарт сражению середнячков, ведь успешное выступление в последней гонке может принести больше дивидендов, чем остальной сезон.