Творение Джакомо Пуччини порадовало любителей классики на 58-м Международном музыкальном фестивале "Мир, эпоха, имена…" в Ульяновске.
Концертное исполнение одной из самых популярных опер мирового репертуара стало грандиозным событием в культурной жизни региона, благодаря тандему местных и приглашенных артистов.
Вокальные партии исполнили ведущие солисты российских оперных театров: Мария Литке (Михайловский театр, Санкт-Петербург), заслуженный артист Республики Бурятия Михаил Пирогов (Красноярский театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского), Марат Мухаметзянов (Приморская сцена Мариинского театра, Владивосток), Александр Баев и Николай Колесников (Саратовский академический театр оперы и балета), Артём Борисенко (Центр оперного пения Галины Вишневской, Москва), а также юная ульяновская вокалистка Дарья Белякова.
В постановке участвовали Ульяновский государственный академический симфонический оркестр "Губернаторский" под управлением художественного руководителя и главного дирижера Ильи Дербилова и хор студентов и преподавателей Ульяновского государственного университета (художественный руководитель – заслуженный работник культуры РФ Лариса Филянина).
Перед концертом кандидат искусствоведения Ирина Кривошеева выступила с лекцией "Музыка Италии и опера Пуччини "Тоска", рассказав о музыкальном языке, драматургии оперы и творчестве Джакомо Пуччини.
В концертном исполнении "Тоски" в Ульяновске присутствовали элементы театрализации, подчеркивающие драматические моменты развития сюжета, интересные режиссерские решения в отношении звука. Так артисты хора исполняли свои партии то в зрительном зале, то высоко на балконах, музыкальное действо сопровождалось трансляцией титров и сценических картин на экране.
По словам главного дирижера Ульяновского симфонического оркестра Ильи Дербилова, оперный шедевр Джакомо Пуччини уже более ста лет не сходит со сцены и привлекает слушателей: "Это потрясающая музыка – очень яркая и насыщенная. Мелодии известны многим, сюжет, написанный на итальянский манер, с любовным треугольником и убийствами, до сих пор интригует. Мы очень тщательно работали над партитурой, проанализировали много записей, пытались максимально приблизиться к оригиналам, эталонам. В спектакле заняты прекрасные солисты, в нашей стране это одни из лучших исполнителей партий "Тоски". Думаю, оркестр соответствовал высокому уровню вокального мастерства".
Мария Литке отметила, что партия Тоски требует полного погружения в роль и большой самоотдачи: "Безусловно, эталоном является Мария Каллас. Повторить это невозможно. Но вдохновляться эмоциями, мастерством великой певицы можно и нужно".
Талант и эмоции музыкантов вкупе с художественным оформлением спектакля создали в Большом зале Ленинского мемориала реалистичную картину событий начала XIX века в Италии.
"В первую очередь, артист должен верить в то, что он делает, – считает исполнитель партии Марио Каварадосси Михаил Пирогов. – Только тогда зритель поймет и прочувствует происходящее на сцене. Лучано Паваротти говорил: "Когда я выхожу на сцену, я иду умирать". То есть, каждый раз нужно отдаться роли полностью, как в последний раз".
В последние годы оперные постановки стали постоянной составляющей фестивальных программ. В исполнении ведущих солистов оперных театров России и Ульяновского симфонического оркестра ульяновским зрителям были представлены знаменитые произведения Верди, Бизе, Чайковского и других мастеров. Хор студентов и преподавателей Ульяновского госуниверситета выходил на сцену в постановках "Иоланта" и "Богема".