Артисты капеллы под управлением народного артиста России Валерия Полянского исполнят в Ульяновске популярные и редко звучащие произведения Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Сергея Рахманинова. Концерт организован при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы "Всероссийские филармонические сезоны".
Государственная академическая симфоническая капелла России - уникальный коллектив, насчитывающий свыше 200 артистов, объединяющий хор, оркестр и солистов-вокалистов. Ансамбль был образован в 1991 году при слиянии Государственного камерного хора СССР и Государственного симфонического оркестра Министерства культуры СССР.
С 1992 года художественным руководителем и главным дирижером стал Валерий Полянский. Коллектив много выступает в России, с триумфом гастролировал в США, Великобритании, Италии, Греции, Германии, Нидерландах, Хорватии, Японии.
Репертуар музыкантов разнообразен. Он включает симфонические, оперные, кантатно-ораториальные произведения всех эпох и стилей. С капеллой сотрудничают многие российские и зарубежные исполнители - Денис Мацуев, Фредерик Кемпф, Александр Рождественский, Питер Донохоу и многие другие.
На этот раз с коллективом выступит пианистка Татьяна Полянская, выпускница Московской государственной консерватории имени Чайковского, в чьем репертуаре - сочинения Шумана, Чайковского, Шостаковича, Стравинского.
Государственная академическая симфоническая капелла России подготовила для фестиваля "Мир, эпоха, имена…" уникальную программу, представляющую наряду с общепризнанными шедеврами отечественной классики неизвестные страницы советской музыкальной культуры.
30-е годы ХХ века - время, изобилующее резкими контрастами, трагическими коллизиями и высокими взлетами творческого вдохновения. Произведения гениальных композиторов, созданные в 30-е годы, - это живые страницы истории, правдиво свидетельствующие о своей эпохе и мироощущении людей, живших в молодом советском государстве.
Первый концерт для фортепиано с оркестром Дмитрия Шостаковича, который прозвучит в Ульяновске, иногда называют концертом для фортепиано, трубы и оркестра, благодаря ярким сольным эпизодам трубы, "состязающейся" с роялем. О причинах обращения к жанру концерта Шостакович говорил: "Это моя первая попытка восполнить значительный пробел в советском инструментальном репертуаре, в котором отсутствуют крупные концертные произведения". В произведение остроумно вплетены цитаты и реминисценции из творений Гайдна, Бетховена и других авторов. В финале звучит мотив популярной одесской песни "Как шумно было в доме Шнеерсона". В результате в рамках концертного цикла происходит совмещение серьезного и смешного под знаком характерной для молодого Шостаковича склонности к экспериментам и стилевым контрастам.
Еще одно произведение программы - кантата "Здравица" Сергея Прокофьева - сочинение сложной судьбы, пережившее длительный период забвения, но в последние годы вызвавшее острые дискуссии и заслуженный интерес.
Кантата была написана Прокофьевым по заказу Всесоюзного радио к 60-летию Сталина. Автор использовал тексты так называемых "народных песен" о вожде народов, это русский, украинский, белорусский, кумыкский, курдский, марийский и мордовский фольклор. Ожидаемые привкусы "политзаказа", "официоза" и творческого компромисса при знакомстве с этим произведением не оправдываются, благодаря высоким художественным достоинствам музыки. "Здравица" - одна из гениальных страниц зрелого прокофьевского стиля, примечательного поисками "новой простоты".
Кантата "Весна" Сергея Рахманинова написана на текст стихотворения Николая Некрасова "Зеленый шум". Возможно, созданию светлого, проникнутого утверждением любви произведения способствовали чувства самого композитора: именно этой весной состоялась его свадьба с Натальей Сатиной. Но современники усматривали в ней нечто большее: пробуждающаяся и обновляющаяся весной природа воспринималась как символ близких перемен, светлых надежд, охвативших русское общество в начале ХХ века. Кантата была чрезвычайно высоко оценена музыкальной общественностью. За нее попечительный совет для поощрения русских композиторов и музыкантов присвоил Рахманинову премию М.И. Глинки.
Завершит концерт в Ульяновске комическая опера "Большая молния" (один из вариантов названия - "Гвоздь в порошке") Дмитрия Шостаковича. Опера осталось незавершенной, по-видимому, из-за неудовлетворенности композитора литературной основой. В 1980 году дирижер Геннадий Рождественский обнаружил авторские рукописи - партитуру и клавир первых девяти номеров оперы. Как видно из сохранившейся части либретто, действие первой картины происходит в отеле некой капиталистической страны (по-видимому, в США), где ждут приезда рабочих из Советского Союза. Аналогичный ход, позволяющий сопоставить образы людей из двух социальных миров, использован и в либретто балета "Золотой век". В музыку оперы Шостакович вводит пародийно звучащие цитаты из произведений Глиэра, Бетховена и народной музыки, в полной мере демонстрируя свой талант сатирика. Неоконченная опера "Большая молния" впервые прозвучала в концертном исполнении 11 февраля 1981 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Теперь ее услышат ульяновцы.